Рабочая встреча с руководителем департамента стратегического развития УГАТУ Русланом Хисамутдиновым
17 февраля в Доме Республики Глава Башкортостана Рустэм Хамитов встретился с руководителем департамента стратегического развития Уфимского государственного авиационного технического университета Русланом Хисамутдиновым. В ходе встречи обсуждались перспективы развития системы образования в регионе, а также вопросы реализации совместных проектов УГАТУ с компанией «Иннопрактика».
Стенограмма начала встречи:
Р. ХАМИТОВ: Добрый день!
Сегодня мы с вами поговорим о современном образовании. Тема актуальна во всех смыслах. С одной стороны, мы знаем, что образовательный процесс, система образования – это достаточно консервативная среда, традиции, которые меняются очень сложно. С другой стороны, мы представляем, что живем в информационном обществе и стали демонстрировать новый этап в его развитии: электронно-вычислительные машины, компьютеры, сотовая связь, информация. Мы обязаны действовать таким образом, чтобы содействовать правильному симбиозу современных людей с информационной средой.
Всё это сложно. Понятно, что нужно уже по-другому формулировать цели и задачи образования. Мы должны находить новые методы и способы образовательного процесса. Мы должны искать новые форматы образования. Это надо осмыслить, подготовить образовательные системы, нормативные документы.
Я знаю, что вы занялись этой темой, что у вас совместный проект со структурой МГУ – «Иннопрактикой». Мне хотелось бы послушать вас. Может быть, мы сможем оказать вам поддержку в этой сложной работе.
Сегодня и у нас в республике возникли такие вызовы, как совмещение индустриального и информационного общества. Есть попытка прорыва к новым технологиям в системе образования.
Мы понимаем, что наши университеты во многом по старинке продолжают систему обучения, по старинке работают со студентами. Но время требует другого. Нам нужны новые образовательные формы.Нам нужна постоянная подпитка образованием в течение всей деятельности человека. Мы должны и у нас в республике показывать образцы новых подходов.
Р. ХИСАМУТДИНОВ: Мы видим, что эти разрывы с каждым годом становятся всё глубже. Разрыв между сутью преподавательской работы и тем, что требуется на производстве. Мы входим в определенный диссонанс между образовательным процессом и результатом работы.
У нас многоступенчатая система образования. Между этими уровнями возникают промежуточные этапы, которые требуют дополнительного образования. У нас ребенок из детского сада попадает в школу, только пройдя дополнительные курсы при школе. Поступая в университет, ребенок должен позаниматься с репетиторами. Эти разрывы между уровнями образования нужно ликвидировать.
Интерес к техническому образованию падал все эти годы. Только последние год или два он возрастает, потому что на слуху ракеты «Калибр», самолеты Су-30. Сейчас молодежь интересуется, что это такое. Но со своей школьной подготовкой они не способны стать нормальными инженерами, конструкторами. Мы говорим, что 50-55 баллов ЕГЭ по математике – это очень мало. С этими баллами они поступают на такие направления, как «двигатели летательных аппаратов», а потом мы удивляемся, почему у нас в стране нет нормальных двигателей.
Р. ХАМИТОВ: Они не проектируют, они на подходе. Двигатели проектирует сейчас старшее поколение.
Р. ХИСАМУТДИНОВ: Когда 10 лет назад мы разрабатывали спутник УГАТУ, то поехали в Миасс в Государственный ракетный центр имени В.П. Макеева, чтобы обсуждать вариант платформы. Там были все начальники отделов, самому молодому было лет 55. То есть новое поколение нужно готовить даже не со школьной скамьи, а гораздо раньше.
Мы нашли понимание с компанией «Иннопрактика», взгляды у нас совпадают. Она разрабатывает систему электронного образования «Цифровая платформа». Сейчас эта система наполнена для подготовки к школе и ЕГЭ, будет наполняться другими программами. В Москве компания запускает массовое электронное образование, чтобы ликвидировать разрывы.
Р. ХАМИТОВ: Что касается подготовки детей с детского сада. Дело в том, что детей нельзя лишать детства. Агрессивное обучение с малых лет приводит к тому, что в 12-14 лет дети устают. Они перестают впитывать информацию, становятся вялыми. Наука уже видит всё это. Пресыщенность гаджетами, технологиями приводит к тому, что слишком раннее начало старта в образовательном процессе негативно воздействует в том числе и на детскую психику. Здесь надо быть осторожнее. Мне так кажется.
Р. ХИСАМУТДИНОВ: Вы абсолютно правы. Специалисты МГУ формируют программу учебного процесса как игровую, с помощью тех же самых гаджетов. Говорят, что для подготовки к школе ребенку достаточно позаниматься с планшетом 20 минут в неделю. Это допускается и медиками.
В МГУ сейчас создают специальную школу-интернат на 350 мест, которая будет работать с сентября. В ней будут обучаться дети со всех регионов России. Для их отбора в марте будет работать первая проектная школа во Владивостоке. Летом будут проектные школы в «Орленке» и «Артеке».
Есть предложение пойти параллельно с «Иннопрактикой» и создать в Уфе на базе лицея № 153 экспериментальный класс без формата интерната для уфимских детей, полностью работающий по программам «Иннопрактики».Если будет результат, то можно дальше обсуждать. Есть предложения задействовать уфимский интернат, но это после того, как пройдём экспериментальную часть с классом.
Лицей № 153 – единственной учебное заведение, находящееся на площадях вузов. Мы можем обеспечить доступ и к лабораториям. Сейчас в этот лицей берут детей в девятый и десятый классы. Каждый набор – два девятых и два десятых класса. Параллель заканчивают у них четыре класса. Приблизительно 100 человек. Один класс в дополнение можно сделать экспериментальным.
Р. ХАМИТОВ: Чем он будет отличаться?
Р. ХИСАМУТДИНОВ: Первое его отличие будет заключаться в том, что методика образования будет совсем другая. Предполагается отход от «урочной» системы расписаний к блочно-модульной и индивидуальным образовательным траекториям. «Иннопрактика» накопила серьёзную информационную базу практически по всем темам естественных наук. Ребёнок получает возможность для понимания темы выбирать то, что ему более доступно. Есть французские материалы, есть английские материалы. Часть уже переведена на русский язык. У нас разные взгляды на ту же самую математику. Приоритет должен отдаваться тому объяснению, которое более понятно ребенку. Это основное отличие. И проектное обучение – когда ребенок изучает предметы, в первую очередь, базируясь на применяемости этих задач, на том, как эта задача может в дальнейшем ему пригодиться.
Р. ХАМИТОВ: Пока для меня всё звучит достаточно расплывчато. Понятно, что сейчас нужно экспериментировать и реально искать новые формы обучения. Это абсолютно точно. Хотя желающих внедриться в учебный процесс достаточно много.
<…>
Стенограмма подхода к прессе:
КОРР.: Руслан Асхатович, сегодня говорили о том, чтобы создать школу, подобную той, которая создается при МГУ. Рустэм Закиевич задавал вопрос, чем же эти экспериментальные классы будут отличаться от тех, которые уже есть в этом лицее. Что будет нового?
Р. ХИС. : Пока сложно говорить о том, что это будет такая же школа, как при МГУ. Мы сейчас говорим об одном экспериментальном классе, который должен создаваться в одной из лучших городских школ – это лицей № 153. В чём будет отличие? В том, что уроки, которые обычно у нас проводятся по расписанию – сейчас 45 минут математики, потом русский язык и т.д., – будут заменены на модули. Есть сегодня у ребёнка настроение хорошо позаниматься математикой – пусть он занимается ей два или три часа. А завтра у него лирическое настроение, он хочет почитать стихи – пусть занимается исключительно литературой без математики и физики. А может быть, после обеда он захочет заниматься химией. Главное, чтобы он выполнял общий учебный план.
КОРР.: То есть класс будет разделён?
Р. ХИС. : Да, класс будет разделён, не будет организованной посадки за партами, звонков, можно будет ходить во время уроков. То, что обычно нас так пугает в некоторых американских фильмах – «как так дети встали во время урока и ушли куда-то, не обращая внимания на учителя?», – на самом деле не так уж плохо.
КОРР.: Что сейчас нужно, чтобы создать этот экспериментальный класс? Вы сегодня встречались с Главой региона. Цель – получить какую-то поддержку: финансовую, административную?
Р. ХИС.: Все меры поддержки будут уместны в данном случае, лишним ничего не будет. Самое главное – это работать.
КОРР.: А какова роль учителей, если все дети будут заниматься разными предметами?
Р. ХИСМАТУЛЛИН: Сейчас меняется парадигма образования. Дело в том, что раньше учитель являлся единственным носителем информации. Всё, что ребёнок хотел узнать, он мог узнать только у учителя. Сейчас ребёнок может узнать информацию со своего смартфона, планшета гораздо быстрее, чем он обратится к учителю, и тот найдёт время для ответа.
Поэтому учитель должен стать в первую очередь воспитателем, чтобы ребёнок нормально социализировался в современном информационном обществе, должен стать проводником в информационном мире.Задача учителя не упрощается, а усложняется. Ту информацию, которую ребёнок будет добывать самостоятельно, ещё нужно пояснять, «разжёвывать». На учителя будут возлагаться более тяжелые функции, нежели сейчас.
КОРР.: Помимо создания экспериментального класса, что ещё вы готовы сейчас предложить для реализации своей программы?
Р. ХИС. : Экспериментальный класс – это шаг 2016 года. Надеюсь, что в дальнейшем мы перейдём к специализированной школе-интернату, построенной по этому же принципу для того, чтобы дети со всей республики и близлежащих регионов могли там обучаться. Мы не должны ограничиваться географией одной Уфы.
Также в ближайшее время мы планируем ввести в действие систему электронного образования, которая на данном этапе, весной 2016 года, поможет детям лучше готовиться к ЕГЭ по русскому языку и математике, по обязательным предметам.Эти курсы были разработаны в МГУ, в этом году они апробируются в Москве и Уфе.
КОРР.: А какие инвестиции для этого нужны и откуда вы их будете привлекать?
Р. ХИС.: В первую очередь, требуемые инвестиции – интеллектуальные. Финансовые ресурсы незначительны.
КОРР.: Вы сказали в 2016 году появится экспериментальный класс. Сколько в нём будет детей? И когда он откроется?
Р. ХИС.: Надеюсь, что он откроется с нового учебного года для девятого класса.
Справка:
Компания «Иннопрактика» образована в декабре 2012 года и объединяет Центр национального интеллектуального резерва МГУ имени М.В. Ломоносова и Фонд поддержки научно-проектной деятельности студентов, аспирантов и молодых ученых «Национальное интеллектуальное развитие». Учредителем Фонда является МГУ имени М.В. Ломоносова.
В настоящее время ведётся работа над проектом Соглашения о сотрудничестве между Фондом поддержки научно-проектной деятельности студентов, аспирантов и молодых ученых «Национальное интеллектуальное развитие», Республикой Башкортостан и УГАТУ. Башкортостан – первый регион, с которым планируется заключить соглашение.
http://glavarb.ru/rus/press_serv/novosti/63360.html
РЕПЛИКА: Полагаю, что тов. Р. ХИСАМУТДИНОВ вляпался в какую-то авантюру с "ИННОПРАКТИКОЙ" и пытается влезть в образовательный процесс республики с целью выкачки из нее бюджетных средств для осуществления своих фанаберических экспериментов над детьми. Р. ХАМИТОВ высказался весьма осторожно: "Пока для меня всё звучит достаточно расплывчато. Понятно, что сейчас нужно экспериментировать и реально искать новые формы обучения. Это абсолютно точно. Хотя желающих внедриться в учебный процесс достаточно много.". Совершенно согласен с Главой республики, что ужесточение образовательных нагрузок на детей пагубно действует на их психику. Детям нужно детство. И тем более не допустимо расточение бюджетных средств республики на сомнительные експерименты в купе со скандально известными кампаниями типа "ИННОПРАКТИКА"
Ян РАДИЙ. 17.02.16. г. Белорецк
Комментариев нет:
Отправить комментарий