четверг, 22 октября 2015 г.

Брифинг глав участников форума «R2R» в Уфе. - Сайт города Белорецк


22 октября в уфимском Конгресс-Холле состоялся брифинг для журналистов в рамках Первого Форума малого бизнеса регионов стран-участниц ШОС и БРИКС. В нём приняли участие Глава Башкортостана Рустэм Хамитов, губернатор Челябинской области Борис Дубровский, Премьер провинции Лимпопо Южно-Африканской Республики Чупу Стэнли Матабата, Губернатор провинции Белуджистан Исламской Республики Пакистан Мухаммад Хан Ачакзай и Полномочный представитель Правительства Киргизской Республики в Джалал-Абадской области Джумагуль Эгамбердиева.

Стенограмма брифинга:

КОРР.: Рустэм Закиевич, Вы были инициатором проведения форума «R2R». Эта инициатива была одобрена Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным. Каков, по Вашему мнению, потенциал этого мероприятия? Какие основные сферы станут драйверами развития малого и среднего бизнеса Республики Башкортостан?

Р. ХАМИТОВ: Когда мы выдвигали идею этого форума, то понимали, что нужно организовать системное взаимодействие малого и среднего бизнеса. На этот форум откликнулось много людей. Здесь присутствует полторы тысячи человек. Потенциал таких встреч очень велик. Дело в том, что бизнесмены, предприниматели знакомятся, обсуждают проблемы, формируют единую точку зрения. Будет сформирована и подписана декларация по итогам работы этого форума.

Мы привлечём внимание Правительства Российской Федерации, глав государств ШОС и стран БРИКС к тематике малого и среднего бизнеса.
Надеюсь, что руководители государств откликнутся на просьбы бизнесменов и смогут при необходимости поправить свое законодательство, создать определенные преференции для малого бизнеса, а самое главное – убрать межстрановые барьеры, чтобы бизнес мог взаимодействовать активно, быстро и продуктивно.
Что касается нашей республики, то мы готовы предоставлять такую площадку ежегодно. Будем просить наших гостей, чтобы использовали возможности Уфы. Сегодня неоднократно звучало, что место проведения форума выбрано правильно и время проведения тоже верно определено, поскольку ещё не остыли «баталии» саммитов ШОС и БРИКС. Всё ещё очень свежо. Уфа в этом смысле является местом, которое помнит и знает всё, что происходило здесь, на территории республики между странами ШОС с точки зрения интеграции. Мы понимаем, что можем подавать хорошие примеры взаимодействия для малого и среднего бизнеса. Надеюсь, что такая работа будет в ближайшее время ускорена.
Я бы попросил представителей средств массовой информации быть активными, продвигать интересы малого и среднего бизнеса, быть на стороне тех, кто своими руками, своим трудом создаёт материальные ценности.
Сегодня это очень важно. Важна идеологическая поддержка. Важно показывать элементы, объединяющие бизнес стран ШОС и БРИКС. Мы все должны впрячься в эту повозку и тащить этот непростой груз с точки зрения пропаганды, показа преимуществ такого совместного взаимодействия. Давайте работать вместе.

КОРР.: Челябинск подал заявку на проведение саммита ШОС в 2020 году. Как Вы оцениваете подготовку крупных мероприятий, которые прошли у нас в республике? Как собираетесь использовать наработки нашего региона?

Б. ДУБРОВСКИЙ: Мы оцениваем всё очень высоко, но гораздо важнее оценка тех, кто действительно участвовал, – руководителей стран БРИКС и ШОС. И их оценка тоже очень высокая.

Наш визит в республику преследует две цели. Первая – участие в сегодняшнем форуме. Вторая задача – изучить опыт Уфы в подготовке и проведении этого мероприятия. У нас есть пять лет, чтобы «дотянуть» Челябинск до того уровня, который требуется для проведения подобных мега-проектов. Есть конкретные «дефекты», которые нам необходимо устранить.

Считаю, что Первый Форум малого бизнеса уже состоялся, уже успешен, потому что есть контакты. Что бы я считал хорошим результатом? Считаю контакты хорошим результатом. Я опоздал, потому что подошли люди, с которыми обсудил совершенно конкретные вопросы. Именно эту задачу мы здесь выполняем вместе с вами.
Надо поддерживать предпринимателей, которые в такое время не боятся рисковать, входить в проекты.
Мы все ищем инициативу, ищем людей, которые готовы работать в любом периоде, всегда «выгребать против ветра». Мы можем создавать условия, а новые рабочие места, новые продукты, идеи рождают они – «тонкий слой» предпринимателей.

КОРР.: Между Республикой Кыргызстан и Российской Федерацией установились очень плотные контакты. А как обстоят дела на уровне регионов?

Д. ЭГАМБЕРДИЕВА: Я хочу поблагодарить за то, что была приглашена наша республика, в частности, наш регион. Сегодня мы ставили следующую задачу – перенять опыт создания благоприятного бизнес-климата для того, чтобы мы могли работать. Со мной приехала группа наших бизнесменов, тех, кого интересует переработка сельхозпродукции, большой опыт Башкортостана в переработке нефти.

Сегодня Кыргызстан очень хорошо контактирует. После вступления в Таможенный союз у нас появилась большая возможность взаимного сотрудничества. Вчера у нас был ряд встреч, на которых мы договорились в области туризма. У нас на юге развиты направления экстремального туризма, экотуризма, лечебного отдыха. Об этом знают мало.

Сегодня у нас работает Российско-Кыргызский Фонд развития, идёт большая поддержка.
Мы хотим сказать, что наш регион готов к сотрудничеству, готов создать для всех благоприятные условия работы.
КОРР.: У меня вопрос к господину Матабата. Это Ваш первый визит в Россию. Какие Ваши впечатления? Готовы ли вы сотрудничать с нашей республикой? Думаю, что многие уфимцы с удовольствием посетили бы провинцию Лимпопо, а какие-то города могли бы стать побратимами.

Ч.С. МАТАБАТА (через переводчика): Когда-то я читал о лидере одной из партий ЮАР, который в 1920-е годы побывал в России. Вернувшись, он сказал: «Я только что побывал в другом рае». Я ощутил то же чувство, словно я в новом раю, в другом доме, который далеко от нашего.
Лимпопо – это одна из красивейших провинций Южной Африки. Туристам у нас очень интересно. Те, кто были в Южной Африке, подтвердят это.
Есть несколько провинций, где очень развит туризм, – это Лимпопо, Западный Кейп и Мпумаланга. В Лимпопо есть национальный парк, где вы можете увидеть львов, слонов, жирафов, носорогов. Думаю, что вы прочувствуете атмосферу этого места.
Сейчас мы находимся в России, в Уфе, чтобы протянуть руку дружбы, пригласить бизнесменов в Лимпопо, потому что у нас есть возможности, которые их заинтересуют, есть проекты, в которых можно участвовать. Мы очень ждем предпринимателей в Лимпопо.
У нас развит не только туризм, а также добывающая промышленность и сельское хозяйство. Россияне – наши друзья уже многие годы. Они давно посещают нашу страну. Наши отношения должны продолжаться и развиваться, должно укрепляться деловое сотрудничество.

Р. ХАМИТОВ: Я уже говорил господину Премьеру о том, что ЮАР очень известна в Российской Федерации. С особым уважением мы относимся к визиту Премьера Лимпопо. Я ещё раз хочу поблагодарить его за возможность обсудить деловые отношения. В известном смысле это «воскрешение» наших детских чувств к этой замечательной территории, замечательной провинции.

КОРР.: Сейчас Пакистан готовится к вступлению в ШОС. Скажите, как регионы воспринимают эту идею? Какие плюсы межрегионального взаимодействия с Башкортостаном Вы видите?

М.Х. АЧАКЗАЙ (через переводчика): Это мой первый визит в Россию. Но я читал русскую литературу. Мы считаем, что Россия – наш сосед, и надеемся, что сможем работать с Россией с целью двустороннего развития.

Организация, в которую мы собираемся вступить, представляет собой такие страны, как Бразилия, ЮАР, Россия, Индия, Китай – вторая по величине экономика мира. В свою очередь, можно сказать, что Китай и Пакистан – братья, потому что наши экономики развиваются параллельно. Мы все на одной земле, на одном континенте. Мы можем добраться в Москву или Пекин по одной и той же дороге. И это дает нам преимущество.

На прошлой неделе Россия подписала договор на 2,5 млрд долларов о строительстве газовой магистрали из Карачи в Лахор, северную часть нашей страны. Надеюсь, это будет не единичный случай сотрудничества с Россией, и мы сможем выстроить торговые отношения или создать совместное производство.

Наша провинция – самая большая в Пакистане. Но, к сожалению, населения у нас немного, примерно половина Бишкека. У нас много полезных ископаемых: кобальт, графит, газ, мрамор и нефть. У нас также 11 тысяч км береговой линии, а значит есть возможность для производства морепродуктов. В прошлом году мы договорились с китайскими коллегами, что они будут строить на берегу завод по переработке рыбы.
Мы рассматриваем новые возможности. Со мной приехали два пакистанских бизнесмена, один из которых заинтересован в строительстве кожгалантерейной фабрики в Уфе. Уфимские бизнесмены также могут приехать в Карачи. Так мы можем начать хорошее партнерство.
Думаю, что мы должны говорить не только о сотрудничестве между регионами, потому что это поможет всему миру гармонично развиваться.

КОРР.: Хотелось бы задать вопрос руководителям российских регионов. Сотрудничество с Китаем не только в сфере малого бизнеса: какие есть проблемы, как вы оцениваете нынешний уровень и перспективы? Мой вопрос, в частности, связан с тем, что есть проект транспортно-логистического комплекса «Южноуральский», где сочетаются интересы Челябинской области и Республики Башкортостан.

Б. ДУБРОВСКИЙ: У вас вопрос, видимо, конкретно про ТЛК «Южноуральский». На потенциал этого комплекса мы возлагаем достаточно серьезные надежды. Думаю, что идея его построить возникла у бизнесменов очень вовремя. Это хорошо проработанная идея.

Повторюсь, этот комплекс будет принимать челноки, загруженные контейнерами с территории Китая транзитом через Казахстан, под таможенным контролем. На территории Челябинской области эти грузы будут обрабатываться различным способом – это может быть хранение или прямой перегруз на контейнеровозы – и дальше будет развозиться по адресам. Есть экономика этого процесса. Она просчитывалась, когда принималось решение о строительстве этого комплекса.

У него есть логистические конкурентные преимущества, которые позволяют видеть перспективу развития. Пока развитие идет поступательно. Мы запустили его в мае, когда в Уфе собирались министры транспорта стран-участниц ШОС. В такой обстановке был дан старт работе этого комплекса.

Что сейчас вокруг этого происходит? Я практически уверен – и мы уже это видим, что к нам будет идти поток товаров из Китайской Народной Республики. Сейчас он уже формируется. Есть понимание, какая будет динамика в 2016-2017 годах. Гораздо сложнее вопрос экспорта. Это основной вопрос, над которым мы сейчас все вместе работаем, в том числе с нашими соседями, друзьями и партнерами – с Республикой Башкортостан.

Первое, что приходит в голову и действительно востребовано китайской стороной, – это продукты питания. Это то, что есть и у нас, и в Башкортостане. Это то, с чего мы начнём. Это очевидно. Первый контейнер от нас в Китайскую Народную Республику ушёл успешно. Это был опытный контейнер, в котором был некий микс из различных продуктов, производимых на территории Челябинской области.

Это именно то, над чем мы сейчас работаем очень предметно. В ноябре предполагаем делать сессию в Пекине и Урумчах. На ней мы будем искать партнеров, заинтересованных бизнесменов со стороны Китайской Народной Республики, которые сформируют нам обратную загрузку контейнеров, грузовую базу, которая позволит этому комплексу развиваться более эффективно.

Каких-то особых политических сложностей я не ощущаю. Это просто становление бизнеса на данной точке.
Мы все хорошо понимаем, что логистический комплекс – это услуга, сервис, который может обеспечить хорошее конкурентное преимущество тому товару, который двигается по такому экономически целесообразному пути.
Что касается отношений с Китайской Народной Республикой, то в различные периоды они были разными. В свое время, когда у них был дефицит, мы из Челябинской области грузили по 5-6 млн тонн стали. Сегодня процесс обратный, когда они начали поставлять нам сталь со своих территорий. Эти обратные процессы говорят о том, что мы не должны сейчас «спать». Нужно развивать свою экономику, машиностроительный комплекс, чтобы составить им реальную партнерскую конкуренцию, которая позволит нам устойчиво чувствовать себя на этом конкурентном рынке.

Р. ХАМИТОВ: Коллеги, хочу сказать – даже не относительно бизнеса с Китаем, а в целом про взаимодействие бизнеса стран, входящих в ШОС и БРИКС, что мы разные, с одной стороны. Но, с другой стороны, мы объединены идеями Шанхайской организации сотрудничества и стран БРИКС. Поэтому нам надо гармонизировать законодательство, снимать административные барьеры.
Нам нужна общая «нормативка». Там мы очень сильно теряем время и силы, потому что отсутствуют единообразные подходы к международной торговле, оформлению документов, разрешительной документации, нормативным документам на качество продукции или продуктов питания.
Нужна работа по гармонизации такого рода подходов и законодательства. Это звучит скучно, но на самом деле это главная проблема, не решив которую, мы дальше двигаться не сможем.

Общаясь с бизнесменами Кыргызстана, Южно-Африканской Республики, Пакистана, Китая, мы всё время ощущаем, что основные «тормоза» включаются на административных барьерах, перейти через которые очень сложно. Сегодня неоднократно говорилось о том, что для бизнеса внутри стран ШОС и БРИКС надо снять все барьеры – визы, разрешения и прочие сложности, которые на сегодняшний день существуют. Это очень сложная задача, поскольку каждая страна, с одной стороны, сохраняет свой суверенитет, экономическое поле, но, с другой стороны, понимает, что если мы не «разошьем» эти проблемы, то торговля просто-напросто не будет расти. На сегодняшний день логистические центры помогают преодолевать этот разрыв, административный барьер.

Б. ДУБРОВСКИЙ: Рустэм Закиевич поднял очень важную тему. Мы по-разному говорим об одном и том же. Когда мы говорим: «Надо снимать барьеры, надо улучшать климат, надо сделать то и это», мы всегда очень образно выражаемся по каким-то общим вопросам. Нам всем это понятно.

А какие именно проблемы существуют в контакте между двумя странами и конкретными бизнесменами, мы можем понять на таких региональных форумах. Когда мы приедем туда, сядем за стол и начнем разбираться, почему что-то не получается, почему этот продукт не конкурентен. Потому что таможенная пошлина высокая, сертификат очень сложно получить. Потому что непонятно, как сформирован тот или другой процесс, которым необходимо соответствовать в той или другой стране.
Эти дефекты взаимоотношений, которые необходимо снимать, нужно выяснять в конкретных переговорах. А потом очевидно необходимо выходить на верхние уровни, на которых эти вопросы могут решаться.
В принципе, это не должно нас сегодня останавливать в процессах формирования живых экономических связей. На это мы всегда будем нацелены. В рамках этих контактов будем анализировать, что надо исправить, что надо довинтить, докрутить, смазать, чтобы эти колесики крутились побыстрее.

http://glavarb.ru/rus/press_serv/novosti/62709.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий