понедельник, 25 января 2016 г.

Образовательная система во многом не успевает за потребностями рынка труда - Сайт города Белорецк


Рустэм Хамитов: «Мы стремимся к тому, чтобы республика стала регионом притяжения талантливой молодежи»

25 января в Уфе Глава Башкортостана Рустэм Хамитов выступил на приветственной сессии Круглого стола по вопросам занятости молодежи и развитию социального партнерства, который организован Российским союзом промышленников и предпринимателей в рамках первой встречи министров труда и занятости стран БРИКС.

Стенограмма выступления Рустэма Хамитова:

Во-первых, слова искренней благодарности за то, что Российский союз промышленников и предпринимателей организовал интересный круглый стол с очень значимой тематикой. Во-вторых, за то, что этот круглый стол проходит в Уфе в рамках встречи министров труда и занятости БРИКС. И всё это делает сегодняшнюю встречу интересной и нужной.

У каждого находящегося в этом зале есть свой личный опыт становления как специалиста, получения работы, продвижения, «делания» карьеры в конечном итоге. Каждый из нас может вспомнить этот опыт и осознать, насколько порой было тяжело двигаться в направлении получения профессии, работы.

Моё, уже зрелое поколение сформировалось в Советском Союзе. В то время трудоустройство было достаточно простым: после выпуска из университетов, вузов мы получали по распределению рабочее место и трудились. Сейчас, конечно, ситуация изменилась коренным образом. Я лично наблюдаю в режиме удалённого доступа за тем, как семь выпускников наших университетов пытаются устроиться на работу. Выпуск состоялся в июне 2015 года. Из этих семи человек по специальности устроилось лишь двое. Трое вообще не могут устроиться на работу, а двое работают не по своей основной специальности. Это говорит о том, что молодежь действительно испытывает огромные, колоссальные проблемы в вопросах трудоустройства.

Уровень безработицы среди молодежи по всему миру составляет значительную долю общей безработицы, об этом было уже сказано. Выпускники университетов, учебных заведений сталкиваются с недостаточной востребованностью на рынке труда. Причин много. На мой взгляд, их можно разделить на три группы.

Первое – это сложившиеся стереотипы у работодателя в отношении молодых специалистов. Недостаток знаний и практических навыков у выпускников по полученной профессии, отсутствие опыта принятия самостоятельных решений приводит работодателей к устойчивому мнению о несоответствии уровня квалификации выпускников их требованиям.

Второе – это неточное представление молодежи о ситуации на рынке труда. У молодых – и это правильно – идеализированное представление о будущей работе. В жизни, к сожалению, всё не так.

Третье – это снижение престижа производительного труда для значительной части молодых людей.
Уже подсчитано, что в 2025 году 80 процентов молодых людей будут иметь высшее образование. И только 20 процентов не будут заканчивать университеты.Что делать в этой ситуации? Огромный вопрос, на который сегодня ответа нет. А на рынке труда более 80 процентов составляют рабочие специальности. То есть ситуация обратно противоположная.
Образовательная система во многом не успевает за потребностями рынка труда, а учебный процесс зачастую оторван от современных трудовых реалий. Что делаем мы? В частности, реализуется дуальный принцип в подготовке кадров. Ещё в советское время были стажировки на промышленных предприятиях. Во время учёбы в школе я запомнил яркие экскурсии, которые осуществляли в то время на заводы, на промышленные предприятия. Может быть, это как раз и позволило мне выбрать профессию инженера, потому что мы в 9-10 классах побывали на больших заводах.

Есть успешная практика объединения образовательного процесса с реальным производством. Ещё одной успешной моделью такой интеграции стали многофункциональные центры прикладных квалификаций.
Для повышения конкурентоспособности на рынке труда выпускников колледжей, мы применяем практику временного трудоустройства. За последние пять лет по этой программе удалось трудоустроить около 4 тысяч выпускников. Безработные в возрасте от 18 до 20 лет в период временной занятости получают трудовые навыки по важным рабочим профессиям.
У нас наработана практика стажировки выпускников вузов с возмещением расходов работодателей на выплату им заработной платы. То есть мы стараемся компенсировать эти затраты работодателям из бюджета. В этой программе приняли участие более 12 тысяч молодых специалистов, из которых 70 процентов по завершении стажировки трудоустроены на постоянной основе.

У нас одна из крупнейших в стране система образования. Мы занимаем четвёртое место в России. Для повышения конкурентоспособности трудовых ресурсов важной является система непрерывного образования. Сегодня очень востребована система e-learning – система электронного образования. Она набирает обороты. Наша задача – чтобы все работающие – имеющие университетское образование или специалисты рабочих квалификаций – постоянно учились. Как, например, это происходит в Южной Корее.

Молодежному предпринимательству обязательно нужно помогать. И мы это делаем. У нас реализуется федеральная программа «Ты – предприниматель» для сопровождения деятельности инициативной молодежи с охватом более двух тысяч участников. В прошлом году в республике состоялся форум «Молодой предприниматель России». Были отобраны лучшие бизнес-проекты для выделения им грантовой поддержки.
Мы стремимся к тому, чтобы республика стала регионом притяжения талантливой молодежи.
Сделать это очень тяжело. Мы находимся в конкурентной среде. Все регионы страны стараются оставить у себя талантливых выпускников, создать для них хорошие условия, привлекательные рабочие места. Это большая работа, которую нужно выполнять, и мы ею занимаемся, понимая, насколько это важно и ответственно во всех смыслах.
http://glavarb.ru/rus/press_serv/novosti/63233.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий