воскресенье, 7 июня 2015 г.

Финансовая стабильность регионов под угрозой


Российские регионы начинают банкротиться


экономика, регионы, бюджет, рейтинги

Иностранные эксперты увидели признаки дефолта некоторых российских регионов.

Фото Reuters

Финансовая стабильность регионов под угрозой, поскольку надежды на своевременную помощь федерального Центра могут не оправдаться. Об этом предупреждает рейтинговое агентство Standard&Poor’s (S&P). По его наблюдениям, дефолты российских регионов фактически начались. Только идут они в форме задержки выплат по банковским кредитам или в форме настоятельных требований об их пролонгации. Чтобы как-то сбалансировать бюджетную систему, региональные власти идут на сокращение занятости. 

Российским регионам жить становится все труднее. Некоторые промышленные предприятия не справляются с кризисом и уже начинают увольнять работников, то же самое делают местные власти с бюджетной сферой.

Например, в Самарской области в этом году будет уволено около 6 тыс. человек, сообщили вчера местные информагентства со ссылкой на данные администрации губернатора. Речь идет о предстоящих сокращениях на предприятиях не только автопрома, но и даже ракетно-космической отрасли и военно-промышленного комплекса.

Ранее поступали новости из Саратовской области о готовящихся сокращениях в бюджетной сфере. Как передавали местные информагентства, на заседании Саратовской областной думы обсуждалось запланированное на август этого года увольнение 5% бюджетных работников. Предполагалось, что это поможет сократить дефицит регионального бюджета. Рабочие места пообещали вернуть сразу же, как только найдут иные источники дохода.

Похоже, ситуация будет только усугубляться. Специалисты международного рейтингового агентства Standard&Poor’s (S&P) сообщили вчера, что в России нарастают риски региональных дефолтов. Более того, дефолты уже происходят. Об этом можно было узнать из специального отчета S&P, который был составлен в виде ответов на часто задаваемые вопросы о финансовом положении российских регионов.

«Возросла ли вероятность дефолтов регионов в последнее время?» – спрашивали у специалистов агентства. Их ответ: «Да». Как следовало из объяснений кредитного аналитика S&P Карена Вартапетова, агентство было вынуждено ухудшать рейтинги некоторых регионов из-за нарастания в них экономических проблем, негативно влияющих на прибыль компаний, доходы населения и соответственно на поступления от налогов на прибыль и доходы физлиц.

«Возросшие под давлением указов президента негибкие социальные расходы почти не оставляют регионам другого выбора, кроме как наращивать дефицит и долг», – говорится в отчете. Особую озабоченность у аналитиков вызывает даже не столько объем регионального долга, сколько его структура, ведь в ней преобладают краткосрочные банковские кредиты, что приводит к рискам рефинансирования.

«Участники рынка и представители органов власти часто утверждают, что дефолты региональных органов власти крайне маловероятны, так как в случае необходимости им на помощь придет федеральное правительство», – замечают аналитики агентства. Однако на самом деле, по их словам, «региональные дефолты не только возможны, но и уже имеют место».

«S&P фиксирует дефолт в том случае, если заемщик не исполнил долговые обязательства в срок и в полном объеме, в то время как некоторые участники рынка могут считать дефолтом региона только неисполнение публичных долговых обязательств, то есть облигаций», – сказано в отчете.

По данным агентства, в первом квартале 2015 года как минимум один субъект РФ, не имеющий рейтингов S&P, допустил просрочку выплаты по банковскому кредиту. «Кроме того, нам известны случаи, когда банк-кредитор был вынужден пролонгировать выданный ранее региону кредит по ставке ниже текущей рыночной в связи с тем, что регион был не способен погасить или рефинансировать кредит, – сообщают в агентстве. – Нам также известны случаи отказа или даже отзыва регионами выданных ранее бюджетных гарантий до срока их истечения». Все это можно считать эквивалентом дефолта, считают в S&P. О каких именно регионах идет речь, аналитики не уточняют.

Другой часто задаваемый агентству вопрос: «Придет ли федеральное правительство на помощь регионам, испытывающим проблемы с погашением долга?» «По нашему мнению, несмотря на значительный объем федеральных трансфертов и бюджетных кредитов, выделяемых регионам (около 3% ВВП ежегодно), эти ресурсы не направлены напрямую на погашение регионального долга. Даже в том случае, если федеральная финансовая помощь направлена на снижение рисков рефинансирования, она часто не своевременна, а критерии распределения таких средств труднопредсказуемы», – отвечают аналитики агентства.

Например, как сообщается в отчете, в 2009 году Томская область так и не получила необходимый ей бюджетный кредит на рефинансирование банковского займа, регион избежал дефолта почти чудом – благодаря принятию экстраординарных мер. В Московскую область федеральная помощь поступила не до, а после случившегося в конце 2008 года дефолта по облигациям одного из областных предприятий. Точно так же задерживалась помощь ряду регионов и в 2014–2015 годах. При этом, как замечают в агентстве, бюджетные кредиты выделялись таким сильным регионам, как Москва и Санкт-Петербург.

Хотя все же есть примеры, когда отдельные регионы привлекают внимание как иностранных инвесторов, так и федерального Центра. Например, вчера правительство РФ обсуждало готовящийся законопроект о создании Свободного порта Владивостока, предполагающий в том числе внедрение различных налоговых и таможенных послаблений. «Задача масштабная – занять достойное место среди ведущих центров Азиатско-Тихоокеанского региона, таких как Сингапур и Гонконг, которые стали мегаполисами мирового уровня во многом благодаря режиму свободных портов», – сказал премьер Дмитрий Медведев.

Полны надежд и крымские власти. Вчера Крым посетила китайская делегация, которую возглавил председатель совета директоров Международной энергетической компании КНР Чэнь Чжихун. Он подписал с главой Крыма Сергеем Аксеновым протокол о намерениях. Входящие в делегацию китайские бизнесмены обсудили возможности инвестирования в развитие табачной отрасли в Крыму для последующего экспорта табака в КНР, запуск производства консервной продукции (детского питания, соков), поставки из КНР в Крым строительных материалов и т.д.

Опрошенные «НГ» эксперты подтвердили, что бюджетный дефицит и долговая нагрузка в регионах – одни из ключевых экономических проблем 2015 года. «На федеральном уровне проблемы тоже существуют, так что регионам надо будет затянуть пояса и стараться удерживать дефицит бюджета в рамках разумного по большей части своими силами», – предупреждает аналитик инвестиционного холдинга «Финам» Антон Сороко.

В сложившихся экономических условиях государство лишено возможности безвозмездно финансировать регионы, замечает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. В результате, по словам эксперта, «для выполнения текущих обязательств субъекты Федерации вынуждены сокращать инвестиционные расходы и увеличивать долговые обязательства».

По мнению Деева, наиболее остро ситуация сейчас обстоит в Смоленской, Саратовской областях, Башкортостане и Красноярском крае. «Растут задолженности у ряда сибирских регионов, Краснодарский край тоже отличается негативной динамикой в данном вопросе. Московская область возглавляет список регионов с самым большим долгом», – добавляет старший аналитик компании «Альпари» Анна Бодрова. К регионам с относительно небольшим дефолтным риском Бодрова отнесла прежде всего Ростовскую область. Также традиционно в зоне комфорта находятся, по словам экспертов, нефтедобывающие регионы.

Анастасия Башкатова
Заместитель заведующего отделом экономики "Независимой газеты"

http://worldcrisis.ru/crisis/1946799?COMEFROM=SUBSCR

Наблюдение о финансах Башкирии

Мнение эксперта А. Башкатовой подтверждаются моими наблюдениями о финансовом положении Башкирии. Так 17 марта Глава Башкортостана выступил на коллегии Минфина республики, на котором подвел итоги работы ведомства в 2014 году и наметил приоритетные цели и задачи в 2015 году. Глава республики констатировал: "В прошлом году в бюджетную систему России на территории нашей республики собрано более 560 млрд рублей доходов. Это на 10,5 процента выше, чем результаты 2013 года. А в консолидированный бюджет республики поступило 133 млрд рублей доходов. Это по сравнению с 2013 годом выше на пять с небольшим процента. Разница есть. В федеральный бюджет – на 10 процентов больше, в консолидированный республиканский бюджет – на 5 процентов." Эти цифры стоит запомнить "Что нам помешало добиться цифр выше, чем 5 процентов? - спрашивает Рустэм Закиевич. И сам же отвечает: "В связи с изменением Технического регламента недополучено 2,5 млрд рублей ранее запланированного объема акцизов на нефтепродукты. План по акцизам на алкоголь снижен почти на 1,5 млрд рублей. Замедлились темпы роста заработной платы, что привело к сокращению ожидаемых поступлений НДФЛ (налог на доходы физических лиц) на 2,8 млрд рублей. В итоге первоначальный план по доходам 2014 года был снижен почти на 5 млрд рублей." Обратите внимание: в 2014 г. собрали в бюжет РБ 133 млрд. руб., что оказалось на 5 млрд. руб. меньше планируемого, то есть хотели собрать 138 млрд. рублей и тем неменее даже эти 133 млрд. руб. оказались на 5% больше, чем было собрано в 2013 г., то есть в 2013 году было собрано 127 млрд. руб. На этот 2015 год бюджет республики Башкортостан утвержден в сумме 97,6 млрд рублей. "Это меньше, чем показатели 2014 года", - говорит Хамитов Р.З. Отметим, конечно, меньше, причем на целых 138-97,6 = 40, 4 млрд. рублей. Кто планирует столь существенное сокращение доходной части республиканского бюджета? Ответ очевиден, учитывая, что на территории Башкортостана в 2014 году в бюджетную систему России собрано 560 млрд. рублей, а в бюджетную систему республики всего 133 млрд. "Мы с вами, уважаемые коллеги, обязаны этот план выполнить. Хотя сделать это будет очень нелегко," - призывал Глава Башкортостана. При этом в докладе умалчивается, какую сумму запланировали чиновники Минфина РФ для сбора в бюджетную систему РФ на территории Башкортостана? Учитывая все, сказанное выше, можно предположить, что эта сумма не может быть менее 600 млрд. рубл. А если принимать во внимание падение курса рубля и увеличение капитализации предприятий нефтехимпрома Башкортостана в рублевом эквиваленте, можно предположить, что Р.З. Хамитову, вероятно, дано задание собрать в бюджетную систему РФ не менее 1,5 триллионов рублей. http://1762.рф/content/finansy-respubliki-poyut-romansy 28 мая в Доме Республики Глава Башкортостана Рустэм Хамитов провел заседание Межведомственной комиссии по вопросам увеличения доходного потенциала, поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета Республики Башкортостан и бюджетов муниципальных образований. "...Всего консолидированный бюджет республики по налоговым и неналоговым доходам недополучил более 10 млрд рублей. Это говорит в первую очередь о низкой эффективности работы соответствующих служб и не только. Около 40 процентов нарушителей – это обычные люди, которые зачастую даже и не знают, что являются должниками. Есть также и процессуальные моменты, связанные с принудительным взысканием долгов с юридических лиц, когда затягиваются процедуры банкротства. Причем затягиваются искусственно. Это приводит не к уплате долга, а к его ликвидации. Сознательно затягиваются эти процедуры и уходят от уплаты долгов в бюджет..." http://glavarb.ru/rus/press_serv/novosti/61442.html

ПЕРСОНАЛЬНОЕ МНЕНИЕ О ПОЛИТИЧЕСКИХ ЗАДАЧАХ МОСКОВСКОЙ ПЛУТОКРАТИИ

Можно констатировать, что Кремль намерено банкротит регионы. Московская плутократия проводит политику выжимания предельной полезности из людей и средств производства. Уровень рентных платежей, назначаемых Москвой, растет перманентно без учета общественного мнения. Причем растет катастрофически не столько легальная составляющая рентных платежей, сколько секретная. Результатом правового нигилизма анархистов у власти в Москве является анархическая реакция народа - растут долги субъектов экономической деятельности перед региональным бюджетом. Для чего это надо с политической точки зрения? Очевидно для того, чтобы оправдать ликвидацию национальных республик в Российской Федерации, трансформацию республиканской формы правления в монархическую форму, и превращение России окончательно в имперско-этакратическое государство.

Ян Радий.07.06.15. Белорецк

Комментариев нет:

Отправить комментарий