четверг, 26 марта 2015 г.

Глава Башкортостана отчитался перед депутатами Государственного Собрания – Курултая республики и ответил на несколько важных вопросов (Новости Белорецка) | Сайт города Белорецк


Рустэм Хамитов представил отчет о результатах деятельности Правительства Башкортостана в 2014 году

Рустэм Хамитов представил отчет о результатах деятельности Правительства Башкортостана в 2014 году

26 марта в Доме Государственного Собрания – Курултая республики Глава Башкортостана Рустэм Хамитов представил отчет о результатах деятельности Правительства РБ в 2014 году и ответил на вопросы депутатов регионального парламента.
Стенограмма выступления Рустэма Хамитова:
Хөрмәтле депутаттар! Хөрмәтле иптәштәр!
Уважаемые депутаты! Уважаемые гости и приглашенные!
В соответствии с 87-й статьей Конституции Республики Башкортостан представляю Государственному Собранию – Курултаю отчет о работе Правительства республики в 2014 году.
Прошедший год стал особым, наполненным важными событиями. Состоялись досрочные выборы Главы республики, обновился состав Правительства. Проведена реорганизация министерств и ведомств. Управленческая команда пополнилась новыми профессионалами, способными успешно решать задачи, которые ставят перед нами изменившиеся реалии.
2014-й завершился непросто. Резко осложнилась общая внешнеполитическая, а вслед за ней и экономическая ситуация. Ноябрь-декабрь отмечены значительным падением цен на нефть, курса национальной валюты, давлением санкций, болезненным для предприятий и населения ростом кредитных и ипотечных ставок.
В этих условиях главным общим достижением считаю сохранение устойчивости республиканской экономики и сбалансированности бюджета. Это важно, поскольку три четверти его расходной части составляют затраты на образование, здравоохранение, культуру, спорт, социальную защиту населения и другие статьи, напрямую влияющие на качество жизни людей.
В консолидированный бюджет в прошлом году поступило 165,8 млрд рублей с ростом на 7,6 процента. Из них налоговые и неналоговые доходы увеличились на 6,7 млрд и составили 133 млрд рублей. По отношению к 2009 году консолидированный бюджет республики увеличился почти на 30 процентов.
Несмотря на сложную экономическую ситуацию, республика полностью выполнила обязательства по реализации «майских» указов Президента России в части повышения зарплаты бюджетников. На эти цели в 2014 году дополнительно направлено 2,5 млрд рублей. Привлечено более 5 млрд рублей федеральных средств. Это третий по величине объем федеральной помощи регионам после Московской области (7 млрд рублей) и Краснодарского края (5,5 млрд рублей).
В прошлом году прибыль предприятий сократилась ровно на треть. При этом доля убыточных организаций практически не изменилась. Правительству приходится компенсировать выпадающие доходы по налогу на прибыль. Понятно, что самое простое – обратиться к займам, но это, безусловно, не лучший путь. Уже сегодня на обслуживание госдолга ежегодно уходит миллиард рублей. Причем Башкортостан, по-прежнему, остаётся одним из немногих регионов страны с низким безопасным уровнем долговой нагрузки – менее 25 процентов к собственным доходам. Минфин России второй год подряд, в том числе и по этому показателю, подтверждает высокое качество управления финансами в республике.
Наиболее верное решение в нынешних условиях – сокращение неэффективных расходов. За счет реализации 24 отраслевых «дорожных карт» экономия в этом, 2015 году составит порядка 5 млрд рублей. Кроме того, по «дорожным картам» муниципалитетов планируется увеличить доходы на 1,6 млрд рублей и снизить расходы на 1,3 млрд рублей. Принцип бережливого, экономного использования бюджетных средств реализуется во всех отраслях и уровнях власти.
В прошлом году с принятием федерального закона о стратегическом планировании обозначены новые подходы к управлению развитием страны и регионов. Месяц назад Государственное Собрание республики приняло аналогичный республиканский закон. Сейчас Правительство перестраивает свою деятельность с опорой на программно-целевой подход. Определен перечень из 29 стратегических государственных программ. В итоге доля расходов бюджета на них в общем объеме расходов достигла почти 70 процентов, что более чем на 18 процентов превысило плановый уровень.
Сегодня нужно более взвешенно и ответственно подходить к определению приоритетов деятельности всех органов власти, системно выстраивать работу по их реализации, повышать отдачу от вложений.
В условиях дефицитности республиканского бюджета необходимо активнее участвовать в процессах получения федеральных средств. Всего за прошлый год в республику поступило более 32 млрд рублей федеральных ресурсов, что на 5 млрд. или 18 процентов выше уровня 2013 года. Нужно и дальше работать в этом направлении, качественно готовить соответствующие документы.
Уважаемые депутаты!
Несмотря на все сложности, эффективная финансово-экономическая политика позволила в прошлом году увеличить валовой региональный продукт еще на 1,5 процента. По оценке он составил 1 трлн 344 млрд рублей. В десятке регионов с максимальным объемом ВРП республика по темпам его роста вышла на второе место в стране, опережая среднероссийский показатель в 2,5 раза.
Индекс промышленного производства вновь, как и в последние годы, превысил среднероссийское значение, сложившись на уровне 103,2 процента. Основной вклад внесли предприятия химической промышленности и машиностроения. Для справки скажу, что за два месяца этого года индекс промышленного производства вырос и составил 103,7 процента.
Важную роль играет внешнеэкономическая деятельность. Как и в прежние годы, за рубеж экспортировалось около 40 процентов промышленной продукции, причем, в основном, сырьевого характера. В 2014 году на поставки минеральной продукции приходилось порядка 87 процентов товарной массы, химической продукции – 5 процентов. Годовой объем республиканского экспорта составил 12,8 млрд долларов, что на 4 процента ниже уровня 2013 года. Сокращение экспорта в стоимостном выражении произошло за счет снижения контрактных цен в связи с падением мировых котировок нефти. Потери не так велики, как, вообще говоря, могли бы быть. Сработали неплохо наши экспортеры.
Правительством взят курс на укрепление межрегиональных связей с провинциями Китая, областями Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана. Важно, что в сентябре 2015 года в Уфе пройдет XII Форум межрегионального сотрудничества «Россия – Казахстан».
Стабильно развивается сельское хозяйство. Валовая продукция составила 135,5 млрд рублей. По его объему республика заняла седьмое место в стране и второе – в Приволжском федеральном округе.
Башкортостан по итогам года вышел по производству молока – на первое, общему производству мяса – на пятое место в стране. В прошлом году запущена трехлетняя программа по развитию овощеводства. К 2017 году планируется увеличить объемы производства тепличных овощей до 90 тысяч тонн, а также площади зимних теплиц – до 70 га.
Общий объем инвестиций в АПК республики составил 7,3 млрд рублей. Значимые инвестпроекты реализуются в Благоварском, Мелеузовском, Альшеевском, Буздякском, Чишминском и других районах республики.
В целом объем вложений в экономику региона в прошлом году составил 285,5 млрд рублей и увеличился за год на 4,1 процента. Сформирован «портфель» из 120 проектов на 700 млрд рублей, в рамках реализации которых планируется создать 45 тысяч новых рабочих мест.
Инвестиции на душу населения по результатам 2014 года оцениваются на уровне 70 тысяч рублей, то есть разрыв со среднероссийским значением (94 тысячи рублей) сокращается. В 2010 году отставали чуть ли не на половину (Российская Федерация – 64 тысячи рублей, в Республике Башкортостан было 37 тысяч).
В 2014 году реализован ряд крупных инвестиционных проектов. На полиэфирном комплексе «СИБУРа» расширено производство полиэтилентерефталата на 70 тысяч тонн в год. Башкирская содовая компания завершила строительство новой воздухоразделительной установки и отделения фильтрации. «Башнефть» ввела в эксплуатацию новые установки производства водорода и гидроочистки бензина с общим объемом инвестиций около 4 млрд рублей. Это позволило увеличить производство топлива стандарта «Евро-5» по бензину – на 30 процентов, дизельному топливу – на 26 процентов. Лучше всех сработал в прошлом году с точки зрения привлечения инвестиций «Газпром нефтехим Салават», суммарная цифра – около 25 млрд рублей. Горнорудные предприятия, входящие в структуру «УГМК-Холдинг», направили почти 5 млрд рублей на увеличение рудной базы, модернизацию производства и экологические мероприятия.
Существенно подпитывали экономику и республиканские государственные инвестиции. В рамках РАИП (Республиканская адресная инвестиционная программа) в прошлом году выполнено работ на сумму 14,5 млрд рублей. Это рекордные за последние годы объемы. По сравнению с 2013 годом рост составил почти 13 процентов.
Важнейший показатель развития экономики – производительность труда. По его индексу последние два года республика опережала среднероссийские темпы. В 2013-2014 годах рост в среднегодовом исчислении составил порядка 103 процентов, в Российской Федерации – 101 процент.
По вводу жилья в прошлом году достигнут новый уровень 2 млн 651 тысяча кв. м. Республика вышла по этому показателю на первое место в Приволжском федеральном округе и на пятое – в стране. При этом очень важно, что растет доля многоэтажного жилья, построенного подрядным способом – сегодня это уже 36,5 процента.
В целом объем работ в строительной сфере составил 142 млрд рублей, но это на один процент ниже уровня 2013 года. Сохраняется проблема с формированием портфеля заказов от республиканских производителей. По-прежнему, недостаточна взаимосвязь строительной деятельности с промышленным производством.
Особая роль в сегодняшней ситуации отводится малому и среднему бизнесу. Стране, как никогда, нужно развитие частной инициативы, широкое вовлечение людей в экономическую жизнь. Задача Правительства – создать благоприятные условия, определить прозрачные и честные «правила игры». И эти шаги навстречу малому бизнесу сделаны, в том числе и в прошлом году.
Создан Координационный совет по предпринимательству при Главе республики. Восстановлен орган исполнительной власти по вопросам предпринимательства. В конце прошлого года Президент страны Владимир Владимирович Путин поддержал нашу инициативу о проведении в октябре 2015 года в Уфе I Форума малого бизнеса регионов стран-участниц ШОС и БРИКС. Это представительное мероприятие, безусловно, будет полезным во всех отношениях.
В части республиканской программы поддержки малого и среднего предпринимательства из 18 реализуемых в этом году направлений девять – новые. К следующему заседанию Госсобрания будет внесен закон о «налоговых каникулах» для малого бизнеса. В апреле на базе Торгово-промышленной палаты заработает центр субконтрактации и аутсорсинга.
Правительство вправе рассчитывать на встречное движение, бо́льшую активность предпринимателей, повышение доли малого бизнеса в доходной части бюджета. По итогам прошлого года она составила 4,5 процента, так же как и 2013 году. Безусловно, есть, куда расти по числу малых и средних предприятий. По этому показателю на тысячу человек республика сегодня занимает всего лишь 13-е место в Приволжском федеральном округе. Это совсем не то, что нам нужно. Конечно, мы будем менять ситуацию в этом важном сегменте экономики.
В развитии экономики повышается роль потребительского рынка. Оборот розничной торговли составил 781 млрд рублей, что на 2,7 процента больше 2013 года. По этому показателю наш регион – в числе семи крупнейших в стране. Вместе с платными услугами и общественным питанием потребительский рынок республики преодолел отметку в 1 трлн рублей.
В целом, если рассматривать федеральные рейтинги, Башкортостан выглядит весьма неплохо. По качеству оценки регулирующего воздействия и экспертизы он находится на десятом месте в рейтинге Минэкономразвития, по развитию государственно-частного партнерства поднялся с 51-го на 11-е место. Минэкологии России дало столице республики – Уфе первое место в экологическом рейтинге. В Национальном рейтинге прозрачности закупок наш регион занял третье место, получив наивысшую оценку – «Гарантированная прозрачность». Рейтинговое агентство «Эксперт» на протяжении последних лет относит республику к десятке регионов с максимальным инвестиционным потенциалом и минимальными экономическими рисками.
Эффективность работы исполнительной власти республики оценивается и рядом ключевых правительственных рейтингов. Главный из них установлен Указом Президента России. Если в 2012 году республика занимала в нём 36-е место, то по итогам 2013 года – 13-е, получив грант в размере 165 млн рублей. Также Башкортостан отмечен в числе десяти регионов-лидеров по уровню и динамике развития экономики за трехлетний период. Задача по итогам прошлого, 2014 года – укрепить эти позиции. Скоро будут подводиться итоги по этому рейтингу.
Уважаемые депутаты!
Правительство республики целенаправленно работает над выполнением социальных обязательств по обеспечению доступного образования, высокого уровня медицинского обслуживания, достойного качества жизни людей.
В прошлом году среднедушевые доходы увеличились на 9 процентов и достигли почти 26 тысяч рублей. В сфере образования средняя заработная плата выросла на 8,4 процента, здравоохранения и социальных услуг – на 9 процентов. Однако реальная заработная плата по республике из-за кризисных явлений в экономике фактически осталась на прежнем уровне, составив около 25 тысяч рублей.
Минимальная заработная плата во внебюджетном секторе экономики увеличена с 5 500 до 6 900 рублей. С 1 января этого года для работников государственных и муниципальных учреждений она доведена до 6 тысяч рублей.
Ситуация на рынке труда в прошлом году оставалась стабильной. Общая безработица снизилась с 5,8 до 5,3 процента. Регистрируемая осталась на уровне 2013 года – 1,2 процента. В целом эти показатели соответствовали среднероссийским значениям. Трудоустроено 65 тысяч человек (в 2013-м было 68 тысяч). Признано безработными более 47 тысяч человек, что на 6 процентов меньше, чем в 2013 году.
В полном объеме выполнены обязательства перед малоимущими и нуждающимися в поддержке гражданами, в том числе попавшими в трудную жизненную ситуацию. Увеличен размер пособия по уходу за ребенком-инвалидом. Повышена адресность оказания госпомощи на основе введения социального контракта. Заключено более 1 400 таких контрактов на общую сумму свыше 52 млн рублей. В целом на социальные выплаты направлено 13,5 млрд рублей.
В прошлом году в Стерлитамаке, Стерлитамакском, Благоварском и Буздякском районах стартовал пилотный проект по привлечению к социальному обслуживанию на дому негосударственных организаций. Этот опыт признан положительным и будет распространён и на другие муниципалитеты.
Принимаются меры по оптимизации льгот, предоставлению их только действительно остро нуждающимся. Пересмотрен норматив по оплате услуг жилищно-коммунального хозяйства для оказания помощи лицам с низкими доходами. На это из бюджета будет направлено около 400 млн рублей.
Уважаемые депутаты!
В прошлом году продолжился демографический прирост. Родилось 60 517 малышей, или на 2,1 процента больше, чем в 2013 году. По последним оперативным данным по уровню рождаемости среди регионов Приволжского федерального округа республика вышла на первое место. Естественный прирост достиг почти 7 тысяч человек, что на 13,3 процента больше, чем в 2013 году. Однако в части миграции ситуация изменилась. Число уехавших за пределы республики на 5 тысяч человек превысило число прибывших.
В Башкортостане значительно ниже, чем в целом по стране и Приволжскому округу показатели смертности от основных заболеваний – сердечно-сосудистых, туберкулеза, новообразований. Причем от первых двух причин они ежегодно снижаются. Значительно снизились показатели материнской смертности. В прошлом году был зарегистрирован только один такой случай. Однако пока на сравнительно высоком уровне сохраняется младенческая смертность – 7,6 на тысячу родившихся живыми.
Пока не удалось достичь среднероссийского уровня продолжительности жизни населения (в России он 71,4 года). Сегодня в республике средняя продолжительность составляет 69,7 лет. Между тем, это интегральный показатель, который отражает эффективность системы здравоохранения, в целом качество жизни в регионе. Нам в ближайшее время обязательно надо перейти через рубеж 70 лет в части средней продолжительности жизни.
Продолжилась работа по повышению качества и доступности услуг здравоохранения, укреплению материальной базы отрасли. В прошлом году введены в эксплуатацию три больницы на 330 койко-мест, поликлиника на 200 посещений в смену. Ведётся строительство республиканского перинатального центра на 130 коек в Уфе, многофункциональной больницы в Салавате, взрослой и детской поликлиник в Чишмах, хирургического корпуса больницы в Мишкино.
В марте прошлого года открыт Центр позитронно-эмиссионной томографии с радиохирургией, в который вложено около 1 млрд рублей. В декабре 2014 года в Уфе начал действовать клинический госпиталь «Мать и дитя». На этот проект направлено более 4 млрд рублей частных инвестиций.
В планах Правительства – активнее использовать механизм государственно-частного партнерства в строительстве новых объектов здравоохранения: клинического института неврологии и реабилитации, палатного корпуса онкодиспансера, реабилитационных центров для детей и взрослых, центров паллиативной медицины, клинического психотерапевтического центра и других объектов.
В последние годы существенно выросла доступность высокотехнологичной медицинской помощи. На её оказание в прошлом году направлено 1 млрд 264 млн рублей, в том числе свыше 777 млн – из бюджета республики. Лечение получили свыше 10 тысяч пациентов, из них 9,5 тысяч – в республиканских учреждениях. При этом число больных, которым оказана такая медпомощь за счет бюджета республики, выросло на 47 процентов. В этом году порядок финансирования в этой части меняется, но ни в коем случае нельзя снижать объемы такой востребованной помощи, особенно в части болезней системы кровообращения. Для справки скажу, что нам дополнительно надо найти еще порядка 400-500 млн рублей для того, чтобы поддержать на уровне 2014 года оказание такой медицинской помощи. Эти деньги надо найти, потому что речь идет о жизни людей.
Что касается обеспеченности больниц врачами, то этот показатель по сравнению с 2013 годом не улучшился (36,2 на 10 тысяч населения). Несмотря на программу «Земский доктор», целевую подготовку специалистов-медиков до сих пор сохраняется кадровый дефицит. По-прежнему остро не хватает, особенно на селе, инфекционистов, отоларингологов, эндокринологов, психиатров, наркологов, врачей скорой помощи, анестезиологов, реаниматологов и других востребованных узких специалистов.
Для повышения качества медицинского обслуживания и оптимизации расходов в муниципалитетах планируется расширение выездной формы оказания услуг, в первую очередь, диспансеризации с применением передвижных фельдшерско-акушерских пунктов и центров здоровья, а также развитие сети офисов врачей общей практики.
Уважаемые депутаты!
В прошлом году продолжилась модернизация дошкольного и школьного образования.
На ввод новых мест в детских садах направлено в общей сложности 2 млрд 608 млн рублей (1,2 млрд рублей – из федерального бюджета). Введено около 14 тысяч мест. Для ликвидации очередности среди детей в возрасте от 3 до 7 лет до конца этого года планируется ввести ещё 5 800 мест. В целом решение этой задачи фактически близится к завершению. На слайде вы видите, как высоки темпы строительства детских садов у нас в республике.
На улучшение спортивной базы сельских школ направлено более 130 млн рублей, что позволило на условиях софинансирования с муниципалитетами отремонтировать 92 спортивных зала, оснастить спортивным инвентарем и оборудованием 445 школ, построить семь школьных открытых спортсооружений.
Растет рейтинг учреждений республики в части развития образования. В прошлом году 24 детских сада стали лауреатами конкурса «100 лучших дошкольных образовательных учреждений России». В номинации «Лидеры в образовании» включены 12 учреждений, «100 лучших школ России» – 24, «200 лучших сельских школ» – 9.
Увеличивается доля учреждений начального и среднего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы. На их базе при господдержке и участии работодателей создано 25 ресурсных центров, ведущих подготовку кадров для основных предприятий экономики.
Вузы республики получают признание на международном уровне. Уфимский государственный авиационный технический университет включен в рейтинг 100 лучших университетов стран БРИКС и развивающихся государств. Башкирский государственный педуниверситет им. Акмуллы вошел в состав Университета Шанхайской организации сотрудничества.
В системе профессионального образования предстоит расширять внедрение новых моделей обучения – сетевых форм с использованием ресурсов нескольких вузов, обучения на рабочем месте, а также на базе новых организационных структур.
Уважаемые депутаты!
2014 год прошел под знаком Года культуры. Проведена большая работа по укреплению материальной базы отрасли. Открыты после капитального ремонта Башкирский государственный театр оперы и балета, Государственный концертный зал «Башкортостан» и Конгресс-Холл. Построено современное фондохранилище художественного музея им. Нестерова. Новый съемочный павильон киностудии «Башкортостан» позволит реализовывать крупные кинопроекты. Важным событием стало открытие в Салавате детской музыкальной школы для особо одаренных детей. Начали действовать четыре многофункциональных культурных центра в Кармаскалинском, Ишимбайском и Салаватском районах.
Выросло количество проведенных мероприятий. В прошлом году их посетило 2,6 млн зрителей. По числу показанных спектаклей республика занимает лидирующее место в Приволжском федеральном округе. В течение года реализованы новые проекты. Одним из самых масштабных стал марафон культурных событий «Культурная столица Башкортостана», охвативший все города и районы республики.
Башкортостан – в числе первых в стране по количеству культурно-досуговых и библиотечных учреждений, книжных фондов, музейных выставок, самодеятельных клубных формирований. По инвестициям в развитие культуры республика поднялась с десятого на шестое место в Приволжском округе. Многое сделано для обеспечения работников отрасли жильём за счет республиканского и муниципальных бюджетов.
Уважаемые депутаты!
2014 год стал богатым на спортивные достижения. 19 спортсменов республики в составе российских сборных на Олимпиаде и Паралимпиаде в Сочи завоевали два олимпийских золота в шорт-треке, семь паралимпийских медалей в биатлоне и лыжных гонках. Отличные результаты на международной арене спортсмены показали в фехтовании, бадминтоне, сноуборде, тяжелой атлетике, спортивном ориентировании, шашках, скалолазании, спорте инвалидов, легкой атлетике.
В Уфе на высоком уровне прошли чемпионат Европы и финал Кубка Мира по ледолазанию, Эстафета олимпийского и паралимпийского огня, Кубок Мира по хоккею с шайбой среди молодёжных клубных команд.
Флагман республиканского спорта – хоккейный клуб «Салават Юлаев» завоевал в прошлом году серебряные медали Чемпионата России. В этом году, увы, не получилось продвинуться далеко. Впервые в спортивной истории футбольная команда Башкортостана вышла в Премьер-лигу и сегодня клуб «Уфа» достойно проводит там свой первый сезон.
Республика второй раз подряд стала победителем Всероссийского смотра-конкурса на лучшую организацию физкультурно-спортивной работы. Главная задача – удержать эти передовые позиции. Для этого продолжалось укрепление материальной базы отрасли. В 2014 году реконструировано четыре крупных объекта, в том числе уфимский стадион «Нефтяник», горнолыжные базы «Куш-Тау» и «Мраткино». Введено в эксплуатацию восемь новых объектов, из них шесть физкультурно-оздоровительных комплексов с плавательными бассейнами и большими спортивными залами.
Число систематически занимающихся физической культурой и спортом выросло за год на 3,5 процента и превысило 1 млн человек. Для дальнейшего улучшения этих показателей нужно усиливать физкультурно-массовую работу, в первую очередь, на местном, муниципальном уровне. С этой целью в прошлом году начато внедрение физкультурно-спортивного комплекса нормативов ГТО для всех возрастных групп населения.
Многое удалось сделать в рамках заявочной кампании по участию Уфы в отборочном конкурсе на право проведения XI Всемирных игр 2021 года. Несмотря на то, что решение принято в пользу американского города Бирмингем, республиканский оргкомитет наработал очень ценный, важный опыт, который, уверен, пригодится в будущих проектах по продвижению Башкортостана на международном уровне.
Важным приоритетом для Правительства является повышение эффективности работы с молодежью. Многие молодежные организации сегодня активно участвуют в общественной жизни, инновационных проектах, успешно представляют республику на федеральных и окружных форумах «Селигер», «Таврида», «iВолга», всероссийских и международных конкурсах.
Всё больше молодых людей пополняют ряды волонтерского движения. Они хорошо показали себя в работе в рамках крупных международных спортивных соревнований, подготовке и проведении самых разных мероприятий.
Уважаемые депутаты!
В преддверии 70-летия Победы в Великой Отечественной войне на особом контроле находились вопросы поддержки ветеранов войны. С 2010 года жильем обеспечены около 9 тысяч ветеранов войны и их вдов, в том числе в прошлом году – 597 человек. В этом году республике выделено более 1,5 млрд руб., что позволит улучшить жилищные условия ещё 1 300 человек.
Сейчас 633 ветерана из числа обеспеченных новым жильем продолжают проживать в старых домах и квартирах. Нужно контролировать, чтобы в выделенные квартиры, новое жилье заселялись сами ветераны, оказывать им помощь в благоустройстве жилья и придомовой территории.
В любых сложных ситуациях республика не оставляет людей без поддержки. В прошлом году в экстренном порядке пришлось устранять последствия стихийного бедствия в Краснокамском, Янаульском и Калтасинском районах. Жителям этих районов своевременно оказана необходимая помощь. За короткий срок восстановлены все жилые дома, восемь объектов социально-культурного назначения, 12 сельхозпредприятий. За три месяца построены 46 новых домов, 419 домов отремонтированы. Очень важно, что люди до холодов въехали в теплое жильё. Общий объем средств, направленных на восстановление жилья и поддержку пострадавших, превысил 230 млн рублей.
Уважаемые коллеги!
Совсем недавно Россия отпраздновала годовщину исторического события – вхождения Республики Крым и города Севастополя в состав Российской Федерации. 23 апреля 2014 года подписано официальное Соглашение между Правительством Республики Башкортостан и Советом министров Республики Крым о торгово-экономическом, научно-техническом, социальном и культурном сотрудничестве, а также Протокол о сотрудничестве с Белогорским районом Крыма.
Около 240 млн рублей добровольных пожертвований населения, предприятий и бизнеса направлено на решение острых проблем систем образования, здравоохранения и жилищно-коммунального хозяйства Белогорского района. В подшефный район перевезено 15 комбайнов, и они помогли убрать – практически спасти – урожай зерновых.
Башкортостан принял более 6 700 беженцев из Украины. Организован 91 пункт, в котором разместили 3,5 тысячи человек. Половина из них – трудоустроена. Людям оказана медицинская, психологическая и социальная помощь. Более 3 400 беженцев получили из республиканского бюджета материальную поддержку.
Уважаемые депутаты!
Республика всё чаще становится центром проведения масштабных мероприятий. В прошлом году в Уфе на высоком уровне прошли фестиваль «Молочная страна», международные форумы «Большая химия» и «Евромани», специализированная выставка «Агрокомплекс», Российский энергетический форум, Международный молодежный промышленный форум «Инженеры будущего», Неделя образования государств-членов Шанхайской организации сотрудничества, Молодежный инновационный форум стран ШОС. Также можно вспомнить форумы, проведенные в Сибае, Стерлитамаке, ряде других городов нашей республики.
Делегация республики, участвуя в саммитах БРИКС в бразильском городе Форталезе и ШОС в Душанбе, приняла эстафету проведения очередных саммитов 2015 года в Уфе. В течение года шла активная подготовка к этим важным форумам по всем направлениям.
Завершается модернизация аэродромной части и терминала международных авиалиний Международного аэропорта «Уфа». На днях откроется новый терминал для обслуживания авиапассажиров. Его пропускная способность – 800 пассажиров в час. Это решит многие проблемы в части обслуживания наших граждан в этом аэропорту.
Многое сделано на основных объектах саммитов. Конгресс-Холл переоборудован по стандартам федерального протокола. Теперь республика располагает современным, хорошо оснащенным комплексом для проведения общественно-политических и других форумов самого высокого уровня.
Для размещения глав государств и официальных делегаций завершается подготовка более тысячи номеров в новых отелях, что, безусловно, позитивно скажется на туристической и инвестиционной активности. Общий объем частных инвестиций по гостиничным комплексам составил порядка 9,5 млрд рублей.
Проработаны организационные аспекты по подготовке специалистов, волонтеров, вопросы обеспечения безопасности, связи, транспортного обслуживания и питания. Я уверен, более того, убежден в том, что республика достойно встретит участников и гостей саммитов стран ШОС и БРИКС.
Уважаемые депутаты!
Сегодняшнее заседание совпало с мероприятиями, посвященными 20-летию образования Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан.
Можно уверенно сказать, что законодательная власть в республике за эти годы состоялась, профессионально окрепла.
Важно, что парламент тесно взаимодействует с Правительством, органами исполнительной власти. Ещё на стадии подготовки законопроектов проводятся консультации, всесторонняя оценка востребованности законов и их результативности, определение механизмов исполнения.
Рассчитываю, что и в дальнейшем принятые нашим парламентом законы, нормативные акты будут выступать прочной основой для успешной реализации в Башкортостане эффективной, социально ориентированной государственной политики.
Уважаемые коллеги!
В целом, можно сделать следующий вывод. В условиях осложнения общей ситуации Правительство республики приняло необходимые меры по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности. В результате удалось достичь неплохих результатов в развитии ключевых сфер и отраслей, обеспечить основные макроэкономические показатели на уровне выше среднероссийских. Наша цель – сохранить достигнутые за последние годы результаты, сформировать основу для дальнейших структурных реформ в экономике и социальной сфере.
Уважаемые депутаты и приглашенные!
Основной доклад завершен. Прошу задавать вопросы.
Н. НИКИТИН, депутат Государственного Собрания – Курултая РБ: Рустэм Закиевич, скажите, пожалуйста, какие меры предпринимаются в республике, чтобы не допустить дефицита лекарственных препаратов и какова ситуация с ценами на них?
Р. ХАМИТОВ: Вы знаете, лекарственные препараты – это особая статья нашего внимания. Могу сказать, что постоянно идёт мониторинг, изучение ситуации, складывающейся на фармацевтическом рынке. Мы видим, что в среднем повышение цен, хотя и есть, но оно не пропорционально, скажем так, соотношению цены «доллар – рубль». Это хорошо. На основные лекарственные препараты сегодня цена повысилась по некоторым направлениям до 5-7 процентов. Но мы понимаем, что в среднем мораторий на замораживание цен в основном выдерживается.
Хотя, безусловно, есть фактор и «мародерства» на этом рынке. Потому что ряд ненасытных предпринимателей пытается просто-напросто не заработать (это слово не подходит), а ограбить людей! И по некоторым дефицитным позициям повышение составляет значительные величины.
Что мы делаем? У нас есть своя государственная сеть аптек, и мы там проводим достаточно жесткий контроль. Наш опыт, кстати говоря, рассмотрел Дмитрий Анатольевич Медведев (Премьер-министр Правительства РФ), когда в начале февраля был в Уфе, и проникся этой мыслью, что помимо частных структур должны быть и государственные. Собственно, это позволяет нам в сложной ситуации держать цены на лекарства в более или менее приемлемом коридоре. Не могу сказать, что всё идеально. Тем более что лекарства – это первая необходимость для огромного количества людей в республике. Можно даже перетерпеть с натяжкой, конечно же, повышение цен на продукты, урезая себя в чём-то. Но повышение цен на лекарственные препараты недопустимо. Это мое убеждение. И, собственно говоря, в этом направлении мы работаем.
Кроме того, на совещании, которое проводил Медведев, предлагались интересные и простые в тоже время решения. Для чего, допустим, больницам закупать лекарства, упакованные в эти красивые обертки, когда можно совершенно спокойно заказывать для крупных медицинских учреждений оптовое получение лекарственных препаратов. Эта упаковка стоит порою до 20-30 процентов стоимости самих препаратов! Надо выходить на прямые контакты с поставщиками лекарственных препаратов, компаниями, которые их производят. Не с перекупщиками (это длинная цепочка, включающая в себя трех-пятерых перекупщиков), а прямые контакты. Эту работу тоже сегодня организуем.
Одним словом, демонстрируем всем участникам рынка, что «хулиганства» на этом направлении мы не допустим. Хочу сказать открыто, во всеуслышание, если случаи «мародерства» будут продолжаться на этом фармацевтическом рынке, пощады не будет. Это точно.
Р. ХИСМАТУЛЛИНА, депутат Государственного Собрания – Курултая РБ: Уважаемый Рустэм Закиевич, Вы в своем выступлении отметили, что прошлый год закончился для экономики очень непросто. И эти негативные тенденции продолжаются и в текущем году. Как в этих условиях Правительство планирует привлекать инвестиции в экономику республики и поддерживать наши предприятия?
Р. ХАМИТОВ: Давайте, уважаемые депутаты, исходить из одной ясной позиции. Республика Башкортостан – очень сильный и крепкий регион Российской Федерации. Мы видим, что в части субъектов России ситуация много сложнее. Но не будем углубляться в это направление. Скажу лишь следующее: 2015 год мы пройдем достойно. У нас, имею в виду Республику Башкортостан, вполне реалистичные планы. Вместе с вами мы приняли бюджет разумный, без каких-либо разрывов, без огромного дефицита, справиться с которым мы сможем. Кроме того, у нас есть с вами запасы, которые позволят нам планомерно и постоянно выплачивать заработную плату работникам бюджетной сферы: врачам, учителям, социальным работникам и т.д. То есть 2015 год у нас в этом смысле не вызывает беспокойств. Финансовая система Республики Башкортостан абсолютно сбалансирована.
Что касается привлечения инвестиций, это вопрос сложнее. Потому что в условиях кризиса экономического или кризиса в головах у некоторых руководителей начинается замораживание инвестиционных проектов. Мы не согласны с такой позицией. Мы будем настаивать на том, что инвестиционная деятельность должна продолжаться. И в этой части фактически перешли на ручное управление по отношению к 350 самым крупным предприятиям нашей республики. За каждым из них закреплены соответствующие кураторы, министерства. Будь то на республиканском уровне или на уровне муниципалитетов. Каждого руководителя заставляем работать с пониманием ситуации. Не только парировать риски экономического кризиса, но и развивать инвестиционную деятельность.
Я уже докладывал, что цифра 285 млрд рублей капитальных вложений, инвестиций, привлеченных в прошлом году, неплоха. По этому показателю мы занимаем девятое место в Российской Федерации. Если исключить из этой девятки субъекты, с которыми просто-напросто невозможно конкурировать – Москва, ХМАО, ЯНАО, то мы находимся по этому показателю на весьма и весьма достойном месте в Российской Федерации.
Но этого нам мало. Нам обязательно нужны крупные проекты. Я говорил о том, что ряд крупнейших компаний республики до сих пор не начали настоящую работу в части привлечения инвестиций, в части модернизации производства, строительства новых предприятий. И, конечно же, мы будем эту работу активизировать. Я могу сказать, что нами создан антикризисный фонд. Он небольшой – около 3 млрд рублей. Но эти ресурсы, в том числе, могут идти на субсидирование ставки кредитования при строительстве новых объектов, на оказание точечной помощи и поддержки тем, кто в этом нуждается. Я имею в виду предприятия промышленного производства.
Кроме того, мы выходим на привлечение федеральных ресурсов, крупных и крупнейших банковских структур Российской Федерации. Мы работаем с Внешэкономбанком, мы работаем с банком ВТБ. Наши крупные инвестиционные проекты приняты к рассмотрению для финансирования в формате проектной помощи, проектного финансирования. Все это позволит нам держать, а возможно, и наращивать тот уровень, который был достигнут в 2014 году.
Это сложная работа. Она требует мобилизации всех сил. Мы вчера на заседании рассматривали программу действий Правительства на период до 2019 года. Вы знаете, что была, в том числе, критика с моей стороны по отношению к цифрам, которые были представлены нашими министерствами и ведомствами. Я считаю, что программа была сформулирована в чрезмерно спокойном варианте, не амбициозном. Нам нужны другие цифры и другие показатели. Прежде всего, в части пополнения нашего бюджета и увеличения инвестиционной деятельности. Так что будем работать активно.
Кроме того, могу сказать, что продолжается работа с иностранными инвесторами. Она и не прекращалась. В мае-июне должен выйти на промышленное производство деревоперерабатывающий комбинат около Уфы. Кроме того, сегодня рассматриваются вопросы привлечения новых инвесторов на приборостроительное предприятие. Мы говорим о строительстве новых объектов по линии производства строительных материалов, в том числе в Абзелиловском районе и т.д. Этих проектов много, сейчас не буду перечислять. Эту работу мы продолжаем делать.
Мы стали привлекательными для инвесторов. И для резидентов страны, и для зарубежных. Мы абсолютно комфортны для работы в этой части. Хочу сказать, что это одно из наших общих с вами достижений.
Е. РОДИНА, депутат Государственного Собрания – Курултая РБ: Сокращение доходов бюджета может затруднить исполнение обязательств республики по вводу социально-значимых объектов: школ, больниц. Какие меры будут приняты Правительством, чтобы сохранить темпы их строительства, которые достигнуты в последние годы?
Р. ХАМИТОВ: Ситуация со строительством – это один из самых сложных вопросов в кризисные моменты жизни государства. Строительство первым чувствует повышение цен, пытается снизить объемы при этом, не понижая нормы добавочной стоимости. Это тоже тема отдельного разговора. Что касается наших обязательств в части строительства дошкольных учреждений, я уже сказал об этом в своем выступлении, что мы выполним взятый план. Мы должны ликвидировать очередь для детей от трех до семи лет в детские дошкольные учреждения. Мы должны ввести более 20 новых дошкольных учреждений в республике. Конечно, рассчитывали на федеральное софинансирование. Нам казалось, что эта сумма будет около 1-1,2 млрд рублей. Сегодня получили 300 млн рублей на софинансирование строительства детских садов. Этого пока недостаточно. Поэтому пока будем продолжать работу по поиску ресурсов.
Что касается больниц, те объекты, на которые мы вышли по строительству, будут завершены. Например, клиническая больница в Салавате. Недавно встречался со строителями, обсуждал ход работ. Они готовы сдать этот объект в 2015 году, хотя он идет по плану в 2016 году. С одной стороны, ускорение, конечно, это неплохо, но, с другой стороны, деньги надо отдать в 2015 году, а запланированы они у нас в 2016-м. Будем думать, что делать в этой части.
Я перечислил ряд объектов медицины, которые нам нужны, как воздух. Мы с вами увлекаемся строительством клинических объектов и очень мало уделяем внимания реабилитации.
Опыт показывает, что если правильно ухаживать за больным после его выхода из клиники, то вероятность сохранения жизни и здоровья многократно возрастает. А мы выписываем людей просто-напросто «на улицу» или домой, что одно и то же, то есть туда, где нет соответствующего ухода. Поэтому глобальная тема – это строительство реабилитационных учреждений.
У нас очень плохая обстановка в онкологическом диспансере. Палатный корпус устарел, люди находятся там в сложнейших условиях. При этом у них еще сложнейшие заболевания. Конечно, надо выходить на вариант государственно-частного партнерства по строительству палатного корпуса онкологического диспансера. Многое нам надо делать в этой части.
Мы понимаем, что у нас нет оснований для того, чтобы снижать строительство в направлении социальных объектов, объектов медицины. Все, что угодно можно перетерпеть: плохую дорогу, в конце концов, не возведенный второстепенный объект. Хотя второстепенных не бывает, конечно. Но здравоохранение, образование – это всегда наши приоритеты.
Р. ХАЙРУЛЛИН, депутат Государственного Собрания – Курултая РБ: У меня вопрос по подготовке кадров. Сегодня экономика чувствует реальный дефицит квалифицированных рабочих и инженеров. Важна популяризация этих профессий. Этим занимается система профтехобразования. Как вовлечены в этот процесс представители реального сектора экономики?
Р. ХАМИТОВ: В этом вопросе много сложностей. С одной стороны, промышленные предприятия не хотят заниматься подготовкой кадров. С другой стороны, они главные и важные потребители таких специалистов. Последние год-два удалось прорвать «эшелонированную оборону» предприятий в этой части. Они начали направлять свои ресурсы, чтобы готовить своих специалистов. Всегда в лучшую сторону отличалось УМПО. В тесном контакте с колледжем, профтехучилищами, авиационным университетом они разработали целое направление подготовки специалистов для авиационной промышленности. В Туймазах вам хорошо известен пример, как на базе архитектурно-строительного колледжа иностранная компания «KNAUF» организовала курсы обучения специалистов для себя, для своей компании. Это очень хороший, правильный пример. Я многократно обращался к нашим строителям, к крупнейшим застройщикам, которые строят по 100-200 тысяч кв. м жилья ежегодно. Говорю им: «Вы учите людей?». Отвечают, что не учат, что на рынке много рабочих рук. Но эти рабочие руки неподготовленные, непрофессиональные. Оттого и дома у нас выходят с таким качеством. Я уже многократно об этом говорил. Стыдно, когда человек платит большие деньги, 70-100 тысяч рублей за кв. м и получает непонятно что.
Кроме того, конечно, нам надо участвовать и в современных мероприятиях, которые организуются по стране. В том числе это чемпионаты по рабочим профессиям, которые всё бóльшие обороты набирают. На этой неделе Казань заявилась на проведение мирового чемпионата по рабочим профессиям в 2019 году. Кстати говоря, мы тоже могли бы заявиться, но не смогли. Кроме того, отдельные элементы таких чемпионатов мира проводятся в других городах России. Нам надо участвовать в этом.
Мы явно ощущаем нехватку рабочих рук. Здесь в зале много руководителей. Любой может встать и сказать, что главная проблема – это люди. Будь то руководитель больницы, санатория или промышленного предприятия. Нехватка колоссальная. У нас в муниципальных районах исчезли штукатуры, плотники, печники. Не потому, что у нас стопроцентная газификация, просто нет таких людей, которые раньше приходили и в течение дня могли выложить хорошую, теплую печку. Это, конечно, не главный пример. Но он свидетельствует о том, что эти компетенции ушли. Ушли знания не в простейших вещах, а в целом в строительной отрасли, в рабочих профессиях.
Мы сегодня страдаем от низкого качества практически по всем направлениям. Мы говорим об импортозамещении, о необходимости новой современной, качественной продукции. Мы даже понимаем, как ее сделать. Но сделать не можем, потому что, к сожалению, руки не научены работать так, как нужно.
В этой части наше Правительство, министерства должны более активно работать. Я считаю, что мы не использовали всех резервов, всех возможностей в этой части. Я говорю самокритично, понимая, что мы только подступаемся к нормальному, правильному решению этой проблемы. Простаивают профессиональные технические училища в сельской местности, даже на половину не заполнены. Проблема есть. Она не спящая, не молчащая, а кричащая. Так что работать будем.
Э. АИТКУЛОВА, депутат Государственного Собрания – Курултая РБ: У меня вопрос про школы. Сегодня в рейтинг эффективности субъектов включен такой момент, как количество обучающихся во вторую смену. У нас сегодня хорошая демографическая ситуация, при этом непростая экономическая ситуация. Как Вы видите решение этого вопроса, учитывая, что сегодня количество обучающихся во вторую смену достаточно большое в крупных городах? Могут ли в этой ситуации одним из решений стать проекты государственно-частного партнерства?
Р. ХАМИТОВ: В последние годы мы говорим только о строительстве детских садов. Мы почти забыли тему строительства школ. Когда приезжал Дмитрий Анатольевич Медведев, мы обсуждали эту проблему. Говорили о том, что после завершения программы строительства детских садов можно перейти на программу строительства школ. Тем более что действительно обучающихся во вторую смену у нас много, порядка 60 тысяч ребят. Всего в школах республики 430 тысяч учеников. То есть во вторую смену учатся 14-15 процентов. Казалось бы, немного, но эта тема существует, особенно в наших больших городах: Уфе, Стерлитамаке, Салавате, Нефтекамске, Октябрьском. Кроме того, как это ни парадоксально, у нас с вами 160 тысяч мест пустует в школах, из них более 30 процентов мест в школах, построенных в конце 1990-х – начале 2000-х. Вот пример горизонта планирования.
Понятно, что у нас нет сегодня ресурсов на то, чтобы немедленно приступить к программе ликвидации второй смены в школах. Тем не менее, мы понимаем, что большую школу, большой учебный комбинат, включающий в себя детский сад, начальную школу, среднюю школу надо построить в Инорсе. Там почти 2 000 учащихся будет. У нас тяжелая ситуация в Стерлитамаке, нужно немедленно строить две школы по 1 000 учащихся. Там новый микрорайон, развитие идет неплохо, а школ нет. Мы должны построить школу-интернат в Старосубхангулово. Вот вся эта проблема вылезла наружу.
Часть объектов внесена в РАИП (Республиканская адресная инвестиционная программа). У нас РАИП этого года – 5-6 млрд рублей. В прошлом году было около 14 млрд рублей. Если будут дополнительные доходы, то, конечно, в первую очередь мы направим эти ресурсы на строительство школ. Сегодня говорил с министром образования, он обещает за счет оптимизации, за счет уменьшения недостаточно эффективно использующихся площадей начинать решать проблему второй смены.
С другой стороны, я бы не драматизировал ситуацию со второй сменой. Мы с вами прошли и вторую смену, многие в третью смену учились. Все равно мы вспоминаем эти годы, как хорошие, счастливые. Все равно мы получали знания. Многое зависит и от учительского коллектива, от работы педагогов. Вторая смена, конечно же, в общем, не есть хорошо, но это не настолько острый вопрос, который нужно решать, бросив все. Будем потихоньку двигаться темпами, которые нам позволяет бюджет Республики Башкортостан. Удастся поправить ситуацию в ближайшие год-два или три.
З. ХАКИМОВ, депутат Государственного Собрания – Курултая РБ: Башкортостан – многонациональная республика. На федеральном уровне для координации действий отдельных министерств и ведомств создается Агентство по национальным вопросам. Ожидается ли создание аналогичного органа и у нас в республике?
Р. ХАМИТОВ: Наша сила в единстве. Понятно что, чем меньше мы будем будоражить вопросы, связанные с национальными движениями, организациями, тем спокойней будет чувствовать себя общество. Понятно, что такие общественные организации нужны. Они выполняют важную работу. Но делить общество по этническому, национальному признаку – это не перспективно. Наша задача – сохранить консолидацию, сохранить единство, не обращая внимания на пресловутую, бывшую «пятую» графу в наших бывших документах.
Я считаю, что в целом ситуация с национальным согласием в республике и стране неплохая. Нет каких-либо показаний к тому, чтобы немедленно надо заниматься этой деятельностью. Есть люди, которые обостренно воспринимают вопросы, связанные с развитием того или иного этноса, того или иного народа. Такие люди есть. Это их право поднимать такого рода вопросы. Но в целом, я говорю об обществе, эта тема не является первостепенной и самой важной.
Мы ни один этнос Республики Башкортостан не ущемляем. Люди ни одного этноса не чувствуют себя закрепощенными, не имеющими возможности для развития. Мы живем нормально, спокойно, разумно. И эта разумность и спокойствие пришли к нам из глубины веков, когда люди осознали необходимость совместной нормальной жизни. Наша главная задача – не мешать, не раскачивать ситуацию.
Когда я слышу заявления о том, что немедленно нужен орган государственной власти по межнациональным отношениям, я задаюсь вопросом: чего такого у нас нет, чтобы требовало сегодня какой-то мобилизации или дошлифовки в этом направлении? Пожалуй, всё есть. Тем не менее, есть программы, направленные на развитие и гармонизацию, как сейчас говорят, межнациональных отношений. Хотя еще раз говорю, эта тема у нас в республике, по крайней мере, не звучит. Я не сторонник, тем не менее, создания специализированных органов, но у нас в Министерстве культуры Республики Башкортостан сформирован отдел по такого рода работе с тем, чтобы Министерство культуры могло участвовать в получении грантов, финансировании, в самых разных федеральных программах. Мне кажется, что этого достаточно для того, чтобы у нас в республике финансово поддерживать такого рода деятельность. При этом излишне не выпячивая эту тему, а работая также спокойно, разумно как это было все последние годы, десятилетия.
Я надеюсь, что срывов в этом направлении не будет, если их только искусственно не подстёгивать. Такая опасность и такие риски потенциально существуют, но ума и разума я надеюсь, хватает у всех, кто так или иначе пытается вокруг этой темы нагнетать определённую напряжённость. У нас в республике спокойная разумная обстановка в этой части.
Р. АХМАДИНУРОВ, депутат Государственного Собрания – Курултая РБ: Рустэм Закиевич, на одном из последних заседаний Правительства по работе с молодёжью Вы совершенно справедливо отметили, что у нас в депутатском корпусе, в органах власти недостаточно молодежи. Мы проводили экспертный совет по итогам этого заседания, и ряд депутатов, лидеров молодёжных движений высказали пожелание увеличить количество помощников депутатов Госсобрания на общественных началах, привлечь для этого молодых ребят до 30 лет. Это не потребует средств, но даст возможность им приобрести политический опыт. Если увеличить до 7-8 (у нас сейчас по пять, и все помощники практически заняты), возможно ли поддержать такого рода инициативу, если такого рода решение депутаты примут?
Р. ХАМИТОВ: Поддержать финансово или морально? Морально я всегда готов. Здесь вообще никаких ограничений нет.
Я действительно вполне объективно обрисовал картину с присутствием молодых людей во власти, в государственных структурах, в депутатском корпусе. Вчера исполняющим обязанности губернатора Амурской области назначен молодой 34-летний человек, так что о перспективе тоже надо думать, и мне в том числе. Это шутка.
Что касается депутатского корпуса, безусловно, надо начинать работу именно в этом году. Удобный момент, потому что уровень поселковых советов – эта та площадка, на которой молодежь может себя хорошо и активно проявить. Это первое. Даже если совершит какую-то ошибку, это не так страшно, и она не распространится на большое количество людей и ее всегда можно поправить. В-третьих, это хорошая школа просто-напросто. Давайте поработаем над тем, чтобы в 2015 году корпус депутатов в муниципалитетах, в сельских поселениях омолодился. Это вполне реально и возможно.
В следующем, 2016 году будут выборы в Государственную Думу. Надо, чтобы тоже большой отряд молодых кандидатов в депутаты был, и это тоже требование времени. Подойдет время избрания новых депутатов в Государственное Собрание и на высшие руководящие должности республики.
Всегда молодежь должна участвовать в выборах. Я уверен, что мы такую работу проведем в правильном направлении.
К. ТОЛКАЧЕВ, председатель Государственного Собрания – Курултая РБ: Спасибо Рустэм Закиевич. Коллеги, давайте поблагодарим Рустэма Закиевича за интересный, содержательный и откровенный разговор о работе Правительства.
Р. ХАМИТОВ: Спасибо большое Константин Борисович.
Уважаемые депутаты!
Отчет Правительства состоялся, но это наша совместная работа, работа всего общества: властных структур, депутатского корпуса, работников предприятий, бюджетных учреждений. Это не есть только работа Правительства. Наша задача была правильно организовать процессы, правильно расставить приоритеты. Я не могу сказать, что результаты идеальны по всем направлениям. У нас есть, безусловно, и ошибки, есть недочёты и недоделки, в том числе связанные с недостаточным качеством управления, с недостаточностью профессионально подготовленных людей в органах власти, а порой просто-напросто с равнодушием, безынициативностью. Мы все это понимаем, но в целом, мы движемся в нужном, правильном направлении.
Сейчас говорят о том, что кризис, тяжело, ряд субъектов уже в полной мере почувствовал на себе отсутствие финансирования, на заемные ресурсы платят заработную плату. Когда в Москве говорят о субъектах Федерации, о том, что Башкортостан в этой ситуации мы видим как регион уверенно, крепко стоящий на ногах, конечно, приятно. Но мы понимаем, что делать еще нужно намного больше.
Планы неплохие, вместе работаем. Результаты работы как раз подтверждают необходимость консолидации. Об этом я постоянно говорю. Любой конфликт разрушителен. Есть силы, которые пытаются вбросить эту конфликтную тему в наше общество, постоянно проявляют недовольство, постоянно занимаются необъективной критикой. Критика нам нужна, объективная критика тем более. А вот это стремление раскачать ситуацию в преддверии крупных мероприятий, крупных выборных процессов вызывает недоумение. Тем более, когда в этом участвуют бывшие руководители республики, бывшие высшие должностные чины республики. Нам нельзя уподобляться примеру, который происходил какое-то время назад на уровне страны, когда бывший премьер возглавил оппозиционные силы. Для чего это нужно?
Стране, республике сегодня нужна консолидация. Нужна правильная совместная работа. Внести диссонанс, раскол? Еще раз повторяю, это приведет только к снижению результатов по всем направлениям. Поэтому очень вас прошу – обращаюсь, как к своим коллегам – эту мысль постоянно держать в голове – совместная работа.
У нас, как и в любом живом обществе происходят изменения. Кто-то приходит, кто-то уходит, кто-то достигает пенсионного возраста, кто-то в силу разных причин меняет место работы. Это касается и муниципалитетов, министерств, депутатов, в депутатском корпусе постоянно идет обновление. Каждому новому человеку мы говорим о том, что ты работаешь на благо республики. Не против, не создавая конфликтные ситуации, а на благо республики, на благо людей. Да, у нас, еще раз говорю, много недостатков, мы живые люди. Тем не менее, наш совокупный вектор движения абсолютно позитивен, результаты неплохие.
Благодарю вас за вашу плодотворную работу в этой части. Спасибо больше.

ИНФОГРАФИКА К РЕЧИ Р.З. ХАМИТОВА

http://glavarb.ru/rus/press_serv/novosti/60933.html

ПЕРСОНАЛЬНОЕ МНЕНИЕ
Хамитов Р.З. однако скрыл от депутатов Курултая, какая сумма налоговых и неналговых поступлений была собрана на территории Башкортостана в пользу федерации. Хотя ранее в своих выступлениях он ее называл. 560 млрд. рублей. ("В прошлом году в бюджетную систему России на территории нашей республики собрано более 560 млрд рублей доходов. Это на 10,5 процента выше, чем результаты 2013 года. А в консолидированный бюджет республики поступило 133 млрд рублей доходов. Это по сравнению с 2013 годом выше на пять с небольшим процента. Разница есть. В федеральный бюджет – на 10 процентов больше, в консолидированный республиканский бюджет – на 5 процентов." Выступление на коллегии Министерства финансов Башкортостана 17 марта с.г. http://glavarb.ru/rus/press_serv/novosti/60847.html) Но сегодня - молчок. Видать было указание "сверху".
Стало быть московская плутократия решила осуществлять грабеж народа Башкирии, как и раньше, по-сталински, втихаря, без шума и пыли, или, как говорит в своем докладе Хамитов Р.З., "не раскачивая лодки".

Комментариев нет:

Отправить комментарий