пятница, 20 февраля 2015 г.

Мы сами себя загнали в это «прокрустово ложе» запретов, каких-то непонятных нормативов. Не можем развиваться, вперед двигаться не можем. | Сайт города Белорецк


Рустэм Хамитов выступил на коллегии Министерства земельных и имущественных отношений Башкортостана

Рустэм Хамитов выступил на коллегии Министерства земельных и имущественных отношений Башкортостана

20 февраля в Уфе Глава Башкортостана Рустэм Хамитов выступил на коллегии Министерства земельных и имущественных отношений республики. В ходе заседания были подведены итоги работы министерства в 2014 году и обозначены приоритетные задачи на ближайший период.

Стенограмма выступления Рустэма Хамитова:

Добрый день, уважаемые коллеги, уважаемые друзья!

Сегодня мы подводим итоги работы вашего министерства за 2014 год, обсудим текущую ситуацию, ближайшую перспективу, определим вопросы, которые нам нужно рассмотреть в первую очередь.

2014 год отметился многими значимыми событиями, которые серьёзно повлияли на общую ситуацию в экономической, финансовой и социальной сферах. Падение цены на нефть, обострение ситуации на фондовом рынке, падение курса рубля создало серьезные риски для реализации наших планов в части укрепления бюджета, выполнения социальных программ. Всё это отразилось на финансовых результатах промышленных предприятий, их возможностях по увеличению заработной платы работников, на инвестиционных планах. В этих условиях Правительство республики делает всё необходимое, чтобы не ухудшить положения дел в экономике, не снизить уровень жизни наших людей.

Вчера в Правительстве республики мы рассмотрели комплексный план обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности республики до 2017 года. Этот документ еще называют «антикризисным планом». Понятно, что мы вынуждены, обязаны его принять в соответствии с той экономической ситуацией, которая складывается на сегодняшний день. План охватывает приоритетные направления работы, среди которых – обеспечение эффективности государственного сектора экономики, в том числе планомерное сокращение бюджетных расходов, не связанных с решением первоочередных задач. Конечно, прежде всего, мы ориентируемся на защиту интересов людей, проживающих в нашей республике. На защиту интересов тех, кто сегодня в этом нуждается. В помощи нуждаются многие слои населения, работники многих отраслей.

В этой связи особая ответственность ложится, коллеги, на вас. Сегодня вопросы эффективного управления имущественным комплексом, в том числе земельными ресурсами, приобретают особую значимость. От результативности вашей работы во многом зависит то, насколько успешно мы будем решать общие стратегические задачи по развитию республики.

Анализируя итоги работы министерства, считаю необходимым рассмотреть следующие направления. Первое – это состояние наших унитарных предприятий и акционерных обществ с республиканской долей участия. В прошлом году мы достаточно активно занимались реформированием их структуры и системы управления. Правительство республики приняло решение об оптимизации больше половины предприятий – 86 из 163. Пока эта работа выполнена только в отношении 22 ГУПов, то есть четверти от запланированного. Надо действовать оперативнее, ускорить преобразование оставшихся. Мы сохраним в формате унитарных только те госпредприятия, которые имеют стратегическое значение для республики либо реализуют государственные функции. Остальные ГУПы должны быть реформированы либо путем акционирования, либо реорганизации, выбирая более эффективные организационно-правовые формы.

Я уже говорил о том, что сейчас унитарные предприятия, к сожалению, во многом не подконтрольны ни Правительству республики, ни курирующим министерствам. Собственник – государство – не может напрямую участвовать в управлении хозяйственной деятельностью ГУПов, распределении и использовании финансовых средств, которые есть у этих предприятий. В связи с этим я считаю, что необходимо сформировать казначейскую систему банковского обслуживания ГУПов. Это мероприятие включено в «антикризисный план». Кроме того, в прошлом году проведена работа по созданию в ГУПах коллегиальных совещательных органов. Раньше было так: директор и все остальные. Теперь будут формироваться такие коллегиальные совещательные органы. Кроме того, на завершающей стадии согласования – новый проект постановления Правительства республики о трудовом договоре с руководителем ГУПа, в соответствии с которым его премирование и вознаграждение будет производиться только по достижении плановых значений ключевых показателей.

Нужно в целом усилить контроль за деятельностью государственных унитарных предприятий, повышать ответственность их руководителей, а к тем, кто не справляется с обязанностями, принимать кадровые решения. По-другому у нас с вами никак не получится. Слишком долго ГУПы управлялись как частные лавочки. Назначали директора, и он уже творил, что хотел. В основном получалось плохо. ГУПы не давали нам прибыли, не давали необходимую выручку. Они существовали в каком-то своем мире. Безусловно, с этой ситуацией мы больше мириться не будем. Тем более что доходность унитарных предприятий по сравнению с акционерными обществами с прошлого года почти не изменилась. В 2013 году ГУПы заработали 106 млн рублей, в 2014-м – 107 млн. При этом в прошлом году 68 хозяйственных обществ, а это уже акционерные общества, с участием республики принесли доходов почти в 20 раз больше, чем ГУПы, –1,8 млрд рублей (в 2013 году было 1,3 млрд рублей). Акционерные компании увеличили объемы своих доходов на 500 млн рублей. А с ГУПами ничего не происходит, у них всё хорошо: им «хорошо» живется, у них все «нормально».

Такие же проблемы присущи муниципальным унитарным предприятиям. На прошлой коллегии министерства я уже ставил задачу об оптимизации их числа. Однако эта работа на должном уровне так и не проведена. В 2013 году в республике работало 481 муниципальное предприятие, сейчас их – 444. Уменьшение составило всего 37 предприятий, это меньше 10 процентов. По данным Росстата, по итогам 2013 года Башкортостан по числу муниципальных унитарных и казенных предприятий находился на 78-й позиции в стране. Вот Москва имеет всего 21 муниципальное унитарное предприятие. Факт остается следующим: наши муниципальные предприятия в основном работают неэффективно, некачественно, порой не справляются с теми задачами, которые стоят перед ними.

В декабре на встрече с председателями советов районов и городов я дал поручение по повышению эффективности работы муниципальных предприятий и оптимизации их количества. Прошу совместно с главами муниципалитетов продолжить эту работу, провести анализ, подготовить соответствующие предложения. Понятно, что с плеча рубить нельзя, надо разобраться.

Особенно внимательно прошу отнестись к государственным предприятиям и обществам, имеющим признаки банкротства. От оперативности мер по их оздоровлению зависят дальнейшая судьба коллектива, сохранение объемов производства, рабочих мест, заработной платы людей. Это особенно важно в сегодняшних непростых условиях. Нужно активизировать работу Межведомственной комиссии по повышению эффективности работы в области финансового оздоровления и банкротства. Необходимо постоянно мониторить финансовое положение предприятий, контролировать их деятельность, категорически не допускать преднамеренного банкротства. Тем более фактически преднамеренное банкротство является преступлением. В тех случаях, когда по объективным причинам выход из финансового кризиса невозможен, надо максимально защищать интересы республики как собственника переданного предприятиям имущества. Одновременно – обеспечить соблюдение законных прав и интересов трудового коллектива.

Иногда получается так, что по формальным признакам банкротят предприятие. Людей выбрасывают на улицу. К сожалению, мы очень слабо работаем в части оздоровления предприятий. В банкротстве заинтересованы многие. Кто-то хочет «нашармачка» прихватить предприятие, кто-то искусственно создает такого рода ситуации, чтобы приватизировать это предприятие. А вот оздоровлением, нормальной системной работой практически никто не занимается. Банкротить стало выгодно с точки зрения «для кармана» некоторых людей. В то же время у республики не так много возможностей для оздоровления предприятий, но по своим ГУПам мы эту работу должны вести очень тщательно.

В отношении хозяйственных обществ с участием республики необходимо детально изучить целесообразность их приватизации либо реорганизации для повышения эффективности деятельности. Нужно оценить, стоит ли продавать лишь часть государственного пакета, сохранив за собой контрольную или блокирующую долю участия, либо реализовать весь актив.

Второй аспект работы – это имущественный фонд, административные здания, нежилые помещения. В течение прошлого года министерство достаточно активно занималось вопросами эффективного и рационального использования этого фонда. Особое внимание вы уделяли выявлению избыточных площадей. По расчетам министерства, таковых у нас сейчас – 114 тысяч кв. м. Из них около 4 тысяч находятся в распоряжении органов исполнительной власти, более 110 тысяч кв. м – у ГУПов. Содержание и обслуживание таких огромных площадей – это, по сути, прямые неэффективные расходы, которые ложатся существенной нагрузкой на наш бюджет. Ваше министерство в прошлом году уже сделало шаг по оптимизации таких расходов и сократило занимаемые своим аппаратом площади. Результат налицо – вы сэкономили почти миллион рублей. Такие деньги на дороге не валяются. Считаю, что с точки зрения государственных интересов будет правильно, если остальные республиканские органы исполнительной власти так же рационально подойдут к оптимизации своих служебных площадей. Эту работу нужно обязательно продолжить и в отношении наших государственных унитарных предприятий.

Большой резерв нежилого фонда составляют площади, которыми располагают базы отдыха (восемь баз, свыше 12 тысяч кв. м) и летние оздоровительные лагеря (более 14 тысяч кв. м), находящиеся в собственности республики. Как правило, они находятся в живописной, экологически чистой местности и используются только в летние месяцы. Для более эффективного задействования этих территорий нужно заниматься их благоустройством и развитием, в том числе в рамках государственно-частного партнерства. Тем более в условиях, когда мы ставим задачу развивать внутренний туризм, укреплять соответствующую инфраструктуру. К этой работе нужно подключить государственный комитет по предпринимательству и туризму. В целом необходимо постоянно изучать весь рынок недвижимости, спрос и потребности инвесторов, их финансовые возможности.

В условиях нестабильной экономической ситуации особое внимание необходимо уделять поддержке приоритетных инвестиционных проектов. Инвесторам сегодня сложно: кредиты стоят дорого и их даже не получишь, есть всевозможные препоны на пути к получению ресурсов. Мы в «антикризисный план» включили такой инструмент, как формирование залогового фонда. Его ориентировочная стоимость – 15 млрд рублей. Это не точная оценка, а весьма приблизительная. Важно, что при предоставлении залогов необходимо максимально минимизировать риски, защитить закладываемое имущество от возможного вывода, от возможных потерь. Тем не менее такой фонд нужен. По крайней мере для того, чтобы экономическая, инвестиционная деятельность у нас не свернулась. Ее надо поддерживать. Хотя бы такие ресурсы у нас есть. Конечно, мы их направим в дело.

Необходимо также пересмотреть, «освежить» реестр бесхозяйных объектов недвижимости, обеспечить его открытость, разместить в интернете на официальных сайтах органов власти и организаций по поддержке малого бизнеса, чтобы все желающие, особенно предприниматели, могли воспользоваться такими объектами. Эта мера также включена в «антикризисный план». Мы должны поддержать предпринимателей не с точки зрения получения от них новых налогов, новых финансовых потоков, а с точки зрения создания рабочих мест. Очень важно сегодня, чтобы люди имели рабочие места, чтобы люди могли сами себя прокормить, чтобы семью могли прокормить. Мы должны помочь им в этой работе. Вы знаете, что предпринимательская среда у нас в республике активна, с одной стороны, но не до такой степени, чтобы сказать, что мы являемся лидерами в Российской Федерации. Ментальность наших граждан такова, что в основном привыкли надеяться на государство, на поддержку государства. Есть регионы, где исторически так сложилось, что предпринимательство в крови у людей. У нас с вами не совсем так. Мы тем не менее помогаем предпринимательству. Мы находим варианты такой помощи. В том числе надо помогать и с имущественным комплексом. Много брошенного, бесхозяйного, неиспользуемого годы имущества.

Третье направление работы министерства – это земельные отношения. Я уже говорил о том, что, к сожалению, земля у нас зачастую «не работает», простаивает без пользы, не принося ни копейки в бюджет. Это факт. На прошлой коллегии мы поднимали вопрос о передаче земельных участков лесного фонда в собственность Нуримановского района. Это история, ставшая классической. Длится она уже четвертый год. К сожалению, по Нуримановскому району 12 января Верховный суд республики отменил решение о переводе земель из категорий лесного фонда в земли населенных пунктов. Основание – на переводимых территориях расположены защитные леса. Вместе с тем за время, которое мы занимались этой работой, произошли значительные изменения законодательной базы. Сейчас районы и города должны срочно завершать работу по утверждению генеральных планов. Это будет основанием для перевода земель лесного фонда в земли населенных пунктов согласно утвержденным генпланам. Муниципалитетам совместно с Минземимуществом нужно воспользоваться изменениями в Земельном и Градостроительном кодексах России, которые вступают в силу с 1 марта. Нужно произвести передачу этих земель из федеральной собственности в собственность муниципалитетов, а в дальнейшем – определить, как в соответствии с действующим законодательством наиболее рационально использовать эти земли. Схожая ситуация и в Белорецком районе. Тоже нужно действовать активнее.

Вообще, у нас существует громадное количество запретов на использование земель. Понятно, что в законах прописано, что нельзя передавать земли поселений, защитные леса. Отвлекаясь от доклада, приведу пример. Показывали чемпионат мира по горнолыжному спорту. Я увлекаюсь горными лыжами, мне это интересно. Вечером посмотрел эти соревнования. Комментатор объявил о том, что все эти горнолыжные трассы, весь этот горнолыжный комплекс находится в заповеднике. Там проводят чемпионаты мира, на которых присутствуют десятки, сотни тысяч зрителей. Мировая практика показывает, что можно даже в заповедниках заниматься спортом. Мы для себя такие возможности ограничили – нельзя и всё. Самая большая по территории страна в мире, самые большие возможности по развитию отдыха для людей, а мы этим не пользуемся. Мы сами себя загнали в это «прокрустово ложе» запретов, каких-то непонятных нормативов. Не можем развиваться, вперед двигаться не можем. У нас в заповедниках вообще ничего делать нельзя. А во всем мире, как видите, экскурсии водят, спортом занимаются, люди отдыхают. У нас всё по-другому, к сожалению.

Мы с вами должны в полной мере использовать заложенные в Земельном кодексе новые возможности, прежде всего в части формирования и передачи земельных участков под социальное жильё. Ко мне поступают жалобы о затягивании сроков при предоставлении земли. Новая редакция Земельного кодекса достаточно жестко регламентирует эти вопросы. Минземимущество и муниципалитеты должны строго соблюдать определенные законодательством установленные сроки с первых дней действия новой редакции. При необходимости надо обновить административные регламенты по предоставлению земель или разработать новые, дополнительные регламенты. Сроки и порядок предоставления земельных участков должны жестко соблюдаться. Мы не должны мучить людей. У вас у каждого найдется своя личная история получения земельного участка. Каждый из вас знает, насколько это мучительное, сложное занятие. Вы это хорошо знаете. А сколько у нас люди теряют времени на оформление? Не месяцами занимаются, а годами, в некоторых случаях десятками лет.

Два года назад мы поднимали вопрос о создании республиканского и муниципального резервного фонда земель для предоставления их под строительство жилья экономкласса, в том числе арендного и социального. В связи с изменениями законодательства, в целях безвозмездного выделения земельных участков для строительства социального жилья создана Некоммерческая организация «Фонд развития жилищного строительства Республики Башкортостан». Кто-то критикует нас за это, кто-то, наоборот, благодарит. На самом деле, подвижки есть. Мы начали строить дешёвое жилье. Сравнительно наших зарплат его дешевым особо не назовешь. Тем не менее относительно рыночных цен оно дешевое. Его начали покупать врачи, учителя, работники бюджетных сфер. Из этого жилья мы выделяем квартиры для детей-сирот, для инвалидов, для многодетных семей. Это хорошая, благородная, правильная работа. Её надо поддерживать. Министерству земельных и имущественных отношений, муниципалитетам, Госстрою республики необходимо определить и подготовить земельные участки для предоставления этих участков созданной некоммерческой организации. Причем они должны быть максимально обеспечены, по возможности, конечно, инженерной и социальной инфраструктурой с тем, чтобы исключить излишнюю нагрузку на бюджет.

Уважаемые коллеги!

Помимо работы по чисто экономическим направлениям на министерство возложено также решение важных задач социального характера. На особом контроле – вопрос обеспечения земельными участками многодетных семей и семей с детьми-инвалидами. За три с лишним года этим категориям граждан выделено почти 20 тысяч земельных участков: 17 тысяч многодетным семьям и около 3 тысяч – семьям с детьми-инвалидами. Это по республике в целом. В отдельных муниципалитетах мы такой относительно хорошей картины не видим. Стерлитамак вот уже два года пытается решить этот вопрос – другого варианта у него нет, только как обращаться к Стерлитамакскому району. Всё это время проводились работы по переводу сельхозземель в земли населенных пунктов. Но участки льготникам до сих пор не выделяются. В очереди стоят более двух тысяч семей (1 544 многодетных семей, 549 семей с ребенком-инвалидом). Нужно в максимально короткие сроки сформировать земельные участки, начать их предоставление не позднее весны этого года. Март, апрель, май – вот крайние сроки для начала этой работы. Целый 300-тысячный город третий год ждет начала реализации этой программы. А у нас всё бюрократия, бумаги, бумаги, бюрократия, волынка и т.д.

Огромная очередь в Уфе – 3,5 тысячи многодетных семей и более 1 200 семей, воспитывающих ребенка-инвалида. Земельные участки получили только четверть семей из подавших заявление. Это в два раза ниже общереспубликанского показателя. Низкий уровень – менее 35 процентов – в Краснокамском, Татышлинском, Чекмагушевском, Уфимском районах, городах Нефтекамск и Салават. Мы знаем проблемы Салавата и Нефтекамска в части земельных участков, понимаем. Но в сельских муниципалитетах – там-то какая проблема? Если нет земли в городах, муниципалитетам нужно решать вопрос с соседними районами, закон это позволяет. Для Уфы специально предусмотрели возможность выделения земель в границах Благовещенского, Иглинского, Кармаскалинского, Кушнаренковского, Уфимского, Чишминского районов.

Предоставляя земли, нам еще нужно решать вопросы инфраструктурного обеспечения. Грубо посчитали: каждый участок обойдется нам с точки зрения формирования инфраструктуры в 1 млн рублей. Это огромные деньги! Нам надо еще где-то решить вопрос по 25-30 тысячам участков. Умножаем на миллион и получаем 25-30 млрд рублей, которых у нас с вами на сегодняшний день, увы, нет. Поэтому, конечно же, надо стараться формировать такие участки. По крайней мере там, где затраты на проведение инфраструктуры будут существенно ниже. Это первое.

И второе. Нам надо еще раз посмотреть вопрос нуждаемости людей, которые получают такого рода участки, поскольку всё это затратно, тяжело. Я понимаю, что это непопулярно, но тем не менее можно посмотреть варианты нуждаемости людей, которые получают участки. Есть и такие случаи. Единичные, но есть, когда неплохие жилищные условия, а в то же время мы еще несем такие затраты, довольно большие. Хотя вопрос спорный. Всё-таки те многодетные, которые на сегодняшний день у нас есть, они и так молодцы. У них ребятишки, наша самая главная ценность. Конечно же, просто на чисто формальные позиции какие-то становиться всё-таки не стоит.

В этом году особое внимание нужно уделить работе с сельскохозяйственными землями. На их долю приходится почти 52 процента земельного фонда республики. Эти участки имеют отдельный правовой режим и подлежат особой охране. В то же время ежегодно мы теряем всё новые и новые сельхозплощади. Сейчас часть собственников таких участков выходят с предложениями о продаже. У республики есть преимущественное право на выкуп. Мы должны воспользоваться этой возможностью для сохранения их целевого использования и восполнения сельхозземель.

Постановлением Правительства республики от 3 февраля текущего года для обеспечения своевременного выкупа создана Межведомственная комиссия по вопросам приобретения в собственность республики сельхозземель при реализации преимущественного права выкупа. Чтобы не допустить разбазаривания земель сельхозназначения, необходимо максимально эффективно использовать этот созданный инструмент, быстрее развернуть и наладить работу этой комиссии.

В прошлом году своевременно проведена новая оценка кадастровой стоимости земель городов Уфа, Стерлитамак, Салават, Нефтекамск, Октябрьский и Туймазы. В этом году работа должна продолжиться в отношении всех оставшихся населенных пунктов, земель водного и лесного фонда, а также объектов жилого и нежилого фонда. Это необходимо для проведения льготной приватизации, а также перехода на новый порядок налогообложения объектов недвижимости по кадастровой стоимости.

Прошу уделять особое внимание условиям предоставления льгот за пользование земельными участками, в частности, для субъектов малого и среднего бизнеса. Ещё раз прошу детально проработать этот вопрос. Решения по пересмотру льгот и смягчению условий должны быть обоснованы, оправданы и разумны.

Обращаю особое внимание на то, что при реализации государственного имущества – земельных участков, объектов недвижимости – необходимо учитывать стратегические интересы республики по обеспечению экономической безопасности. Особое внимание нужно уделять объектам, расположенным вблизи железнодорожных путей, на «красной линии». Сегодня республика не имеет крупных логистических центров, овощехранилищ. Это колоссальная проблема для нас. С одной стороны, производим продукты сельского хозяйства. С другой стороны, нам их просто-напросто негде хранить, негде перерабатывать. При необходимости нужно перепрофилировать целевое назначение зданий, земельных участков. Мы должны быть динамичными, гибкими. Сроки надо ускорять, надо ускорять рассмотрение бумаг, надо помогать людям находить варианты решения проблемы. У нас всё это, конечно, очень забюрократизировано.

Уважаемые коллеги!

Я рассчитываю на то, что вы в 2015 году, экономически сложном году будете работать так же эффективно, как и в 2014 году. Вы – одно из системообразующих министерств в нашем Правительстве. Вы понимаете ответственность, которая лежит на ваших плечах. Вы выполняете большую работу по управлению имуществом, предприятиями, формированию подходов для развития нашего промышленного производства, да и в целом экономики нашей республики. И я очень на вас рассчитываю и очень на вас надеюсь в этом смысле. Конечно, будет сложно. Будут даже очень сложные моменты, прежде всего, связанные с нехваткой ресурсов, финансов, поскольку кризис финансовый. Предприятия готовы работать. Есть спрос, есть уже отлаженное производство, всё, что называется, на ходу – нет денег, нет ресурсов. Кредиты дорогие. Все сегодня скукожились, сидят ждут. И банковское сообщество ведет себя крайне консервативно в этой части. Потому от вашей работы, от того, как вы поработаете, какие новые доходы нам дадите, какие дадите нам новые возможности, зависит очень многое. Вот что я вам хотел сказать.

Люди вы взрослые, серьезные, ответственные. И поэтому я с вами общаюсь как с людьми, понимающими все проблемы, стоящие перед нами, как со своими коллегами. Мы делаем одно дело. Вы в своем направлении, другие министерства – в своих направлениях. Работаете в целом нормально. Ситуация сейчас в министерстве вполне рабочая, преодолены сложности, которые были еще два-три года назад, коллектив у вас стабильный, трудитесь в норме. Собственно говоря, это то, что нужно для эффективной деятельности.

Поздравляю с наступающим праздником – Днем защитника Отечества. Хочу, чтобы у всех всё было в норме, дома чтобы тылы были крепкие, чтобы здоровье не подводило никого – ни вас, ни ваших близких, чтобы поменьше неурядиц было. Ну а главное, я, конечно же, хочу, чтобы мы активно и плодотворно работали на благо нашей республики.

Спасибо большое.

 

http://glavarb.ru/rus/press_serv/novosti/60734.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий