среда, 23 декабря 2015 г.

"Оптимизация школ в Республике Башкортостан, которая началась ещё в 2008 году, фактически прекращается." (Р. ХАМИТОВ) - Сайт города Белорецк


Рустэм Хамитов принял участие в заседании Государственного совета Российской Федерации

jgFnqacNMVZRZmB4JK7YU1RYeKyeqwfWtSeBHWNAFFt25jQ7bOYK8X5DnGooO1PZ

23 декабря в Москве Г лава Башкортостана Рустэм Хамитов принял участие в заседании Государственного совета Российской Ф едерации, посвящённом вопросам совершенствования системы общего образования.

Открывая заседание, Президент России Владимир Путин отметил позитивные изменения в сфере образования за последние годы.

– Удалось улучшить условия обучения ребят, причём не только в крупных городах, но и в сельских школах, в сельской местности. Сейчас практически все школы в России подключены к интернету, – сказал глава государства. – Школы располагают современным оборудованием, спортивными залами. Профессия учителя вновь становится уважаемой и престижной, привлекательной и интересной для молодых специалистов.

Поскольку в основе качественного школьного образования лежит работа учителя, Президент России поручил создать общенациональную систему профессионального роста педагогических работников. В числе основных направлений деятельности он назвал внедрение современных программ подготовки и повышения квалификации педагогов, разработку эффективного механизма материального и морального поощрения учительского труда, создание стимулов к непрерывному профессиональному росту, совершенствование системы оценки квалификации и результатов работы учителя.

В своем выступлении Владимир Путин также затронул вопросы создания комфортных условий обучения, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья, развития профориентационной работы и системы дополнительного образования.
– Считаю, что на ближайшее десятилетие мы можем поставить перед собой цель нового уровня и другого масштаба – сделать российскую школу одной из лучших в мире. Убеждён, такая задача способна и должна объединить все политические силы, все уровни власти, граждан страны; она отвечает и запросам общества, и задачам национального развития, – подчеркнул глава государства.
Стенограмма подхода Рустэма Хамитова к прессе:

КОРР.: Рустэм Закиевич, на последнем в году заседании Госсовета принято подводить итоги. Какие главные события для Республики Башкортостан Вы можете отметить? Каковы для Вас главные результаты работы в 2015 году?

Р. ХАМИТОВ: Сегодня состоялось заседание Государственного совета, в котором участвовали все главы регионов. Рассматривался вопрос образования – проблемы, перспективы. Мы, безусловно, тоже подводим определённые итоги в этой сфере. В части образовательного процесса у нас дела идут более или менее неплохо. Мы не торопили вопросы оптимизации по школам, не бежали впереди паровоза, как говорится, а работали достаточно спокойно. Я надеюсь на то, что и в следующем году система образования у нас будет действовать абсолютно чётко и надёжно.

Что касается глобальных итогов года, то, безусловно, для нас самый важный показатель – это социальная стабильность, доходы населения. Мы можем говорить о хороших и по некоторым направлениям даже достойных макроэкономических показателях. Но среди микропоказателей у нас есть позиции, по которым хотелось бы, чтобы в 2016 году ситуация выправлялась. Это касается и фактического роста заработных плат, и фактических доходов населения. Главная наша задача – качество жизни людей. Если что-то не получается в этом направлении, то мы не можем быть полностью удовлетворены итогами года. Если у нас показатели по качеству жизни неплохие, то мы говорим, что в целом всё идет неплохо. Так что 2015 год в этом плане несколько противоречив. Глобальные цифры неплохие, но цифры, касающиеся жизни людей, не те, которых мы хотели бы достичь.

Думаю, что, прежде всего, это связано с глобальными экономическими проблемами, которые существуют в мире, с внешними вызовами по отношению к стране, с санкциями, которые по отношению к нам применяют Европейский союз, ряд других зарубежных государств. Безусловно, мы надеемся, что в 2016 году эту тенденцию сможем переломить.

Кроме того, были события, связанные с проведением крупных мероприятий, форумов, возвращением в собственность республики пакетов акций крупных предприятий. Это, как говорится, текущая работа. И в этом направлении мы будем продолжать свою деятельность. У нас на 2016, 2017 и последующие годы запланировано проведение крупных мероприятий. Всё это создает имидж республики, новые возможности для привлечения инвестиций.

Инвестиции – это всё. Если мы строим заводы, обновляем производства, значит мы можем смотреть на перспективу уверенно. Если нет инвестиций, нет развития, и может проявиться в плохом смысле слова всё остальное, сопряженное с этим. Так что работаем, трудимся.
В целом, безусловно, республика в 2015 году выглядела достойно по всем направлениям: и в части промышленного производства, и в части роста капиталовложений, и в части собираемости доходов, увеличения налогооблагаемой базы, введения новых предприятий, движения вперёд в социальном плане. Наши города, сельские населённые пункты меняются в лучшую сторону. Но работы у нас очень и очень много.
КОРР.: Вы сказали о том, что оптимизация школ в Республике Башкортостан, которая началась ещё в 2008 году, фактически прекращается. В следующем году запланировано строительство нескольких крупных новых школ, то есть будет вестись работа по увеличению количества мест в образовательных учреждениях. Можно ли сказать, что оптимизация действительно завершена и дальше эта работа не будет проводиться? Что будет со школьными автобусами? Многие из них сейчас нужно менять?

Р. ХАМИТОВ: Оптимизация, безусловно, само по себе слово красивое. Оптимизация – это значит поиск лучших вариантов из того, что сегодня существует. С другой стороны, смысл, который порой вкладывается в это слово, совершенно негативен. Были школы небольшие – пришлось закрыть, были классы, в которых училось несколько учеников, – их тоже пришлось закрыть. Такие факты были, и здесь мы действовали в соответствии с теми «дорожными картами» и планами, которые подписали в федеральных министерствах. Без подписания этих документов нам просто-напросто не давали финансирования. Надо понимать, что это была не наша инициатива в части сокращения школ и уменьшения классов. Это было прямое требование Министерства образования Российской Федерации, в соответствии с которым мы действовали.
Но в то же время мы боролись за то, чтобы процесс оптимизации был правильно организован. Имею в виду, что в населённых пунктах, отдалённых от больших школ на десятки километров, мы, конечно, школы не закрывали, хотя от нас требовали и этого.
Кроме того, мы развивали сеть интернатов, в которых ребята могли бы себя чувствовать в достойных условиях.

Мы постоянно не только работаем над увеличением числа автобусов, которые перевозят ребятишек, но и занимаемся ремонтом дорог, по которым эти автобусы ездят. Время быстро бежит, и уже сейчас 200-300 автобусов требуют вывода из эксплуатации. Надеюсь, что в следующем году мы сможем купить примерно такое же количество автобусов для того, чтобы подвозить ребятишек. Ежедневно мы подвозим на автобусах от 30 до 40 тысяч детей из соседних сёл и деревень в центральные школы. Конечно, это очень большой поток ребят.
Если говорить о наших планах, то, может быть, в тех местах, где была проведена излишняя работа в части закрытия школ, мы вернёмся и посмотрим, возможно ли восстановить образовательный процесс в этом населённом пункте. Такую работу тоже будем проводить.
Одним словом, всегда должен присутствовать здравый смысл. Понятно, что есть указания в том числе из федеральных министерств. Их надо исполнять, но всегда с оценкой того, не приведёт ли это к ухудшению ситуации. Там, где были определённые сложности и перегибы, мы готовы рассмотреть ситуацию, чтобы вернуть её в нормальное состояние.

КОРР.: Один из вопросов, который был затронут на Госсовете, – это новые методы и технологии в образовании, в том числе электронное образование. У нас в республике определенные подвижки в этом направлении есть. Но тем не менее педагогическое сообщество пока с небольшим энтузиазмом воспринимает все эти инновации. Как Вы оцениваете перспективы республики по внедрению таких технологий, в том числе электронного образования?

Р. ХАМИТОВ: Сегодня образовательный процесс совершенно по-другому устроен, и дети сегодня другие в отличие от того, что было 10-20 лет назад. А учителя порой те же, и методы используют такие же. Образовался разрыв между требованиями времени и возможностями, которые имеются у школ. Еще пять лет назад я во всеуслышание говорил, требовал быстрее вводить элементы электронного образования. К сожалению, сопротивление среды, в том числе учительской, было довольно большим. Новое – это всегда усилие, работа над собой, преодоление каких-то преград. Не все готовы к такого рода работе.

Тем не менее мы настаивали на новых формах обучения, и сегодня республика имеет достаточно неплохие позиции в части электронного образования. Не скажу, что позиции лидерские, но мы находимся в верхней части списка регионов по электронному образованию. Это первое.

Второе. Безусловно, мы должны готовить педагогов. Это, наверное, самая сложная задача. Не потому, что педагогическое сообщество пять лет назад сопротивлялось этим новшествам, а потому, что это большая работа по переподготовке кадров, специалистов. Наши институты, университеты должны заниматься такой переподготовкой, в том числе Институт развития образования. Кстати, мы договорились, что в феврале заседание Совета по развитию электронного образования проведем в нашем республиканском Институте развития образования, чтобы увидеть, какие методики подготовлены, какая техника и какие педагогические технологии используются. Это всё непросто. Сказать легко, а сделать –сформировать нормативные и методические документы, всё это утвердить, пройти через высокие инстанции – сложно. Поэтому такую работу обязательно будем продолжать. Хотя мы могли занять места и повыше с точки зрения рейтингов по электронному образованию. Мы не отстали, но нам надо работать активнее.
Конечно же, сегодня нужно не только электронное образование. Нужно формировать у детей другое мировоззрение в части будущих профессий, овладения новыми технологиями.
Сейчас в школах нередко встретишь 3D-принтеры, новые устройства, которые позволяют ребятам по-другому взглянуть на мир техники, науки.

Завтра в Москве мы будем встречаться с представителями Агентства стратегических инициатив по вопросу создания технопарка для детей с точки зрения их подготовки к техническому образованию. Ещё три года назад в одном из своих Посланий я говорил, что нужен такой Дом детского творчества. Но в силу того, что нет энтузиаста, нет человека, который поставил бы это для себя целью жизни, с формированием такого пространства мы задержались. Сейчас с помощью Агентства стратегических инициатив, надеюсь, нам удастся преодолеть и этот разрыв.

Довольно часто я размышляю о том, почему самые передовые, хорошие идеи не находят отклика, почему только из-под палки делаются многие вещи, почему нет восприятия новизны, и понимаю, что общество не готово, не готовы люди, представляющие в данном случае педагогическое направление деятельности. Созревание идет очень долго. Это не отторжение. Просто для того, чтобы взяться и сделать эту работу, нужно накопить определенную критическую массу людей, которые заинтересованно продвигали бы эти вопросы и получали результат. Процесс ускорения деятельности в этой части идет. Уверен, что результаты будут.

КОРР.: В этом году в Башкортостане закрылось два детских дома. Как Вы оцениваете работу по устройству в семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей?

Р. ХАМИТОВ: Сложная тема. У нас около тысячи детей в детских домах. Конечно, в идеале эти ребятишки должны жить либо в патронатных семьях, либо у приёмных родителей. Детских домов не должно быть, но это есть. И в ближайшее время мы от этого пока не избавимся. Хотя есть ряд территорий, в которых детских домов нет. Это, прежде всего, Кавказ. Там взаимоподдержка, взаимопомощь людей находятся на другом уровне, у нас в средней части Российской Федерации этого нет.

Тем не менее процессы идут в нужном направлении.
Если три-четыре года назад было более 2 тысяч детей в детских домах, то сегодня уже около тысячи. Нам удаётся совместными усилиями с муниципалитетами, городскими округами находить приёмных родителей. Думаю, что ситуация в этой части будет улучшаться.
Около 20 детских домов ещё есть. Для нас это не хорошая статистика. Но, с другой стороны, любой ценой, к любому родителю направлять ребенка мы не имеем права.

Facebook Twitter Livejournal ВКонтакт
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий