пятница, 1 февраля 2019 г.

Р.Ф. ХАБИРОВ: может быть, нам в республике перейти на пятидневную учебную неделю?


Радий Хабиров выступил на форуме школьного образования «Взлетай!»


1 февраля в уфимском Конгресс-холле «Торатау» врио Главы Башкортостана Радий Хабиров выступил на открытии Первого форума школьного образования «Взлетай!», а также вручил дипломы победителям международных, всероссийских и межрегиональных олимпиад и их педагогам-наставникам, удостоенным премий Главы республики.

Стенограмма выступления Радия Хабирова:
Добрый день, дорогие друзья, уважаемые коллеги!

Мы действительно сегодня впервые собрались в таком формате, пригласили, по сути, весь цвет системы образования республики для того, чтобы подумать, каким должно быть школьное образование нашего родного Башкортостана на годы вперёд.
Если позволите, я очень по-простому, как вижу, расскажу о тех смыслах, которые мы хотели с вами сегодня проговорить и, может быть, найти какие-то решения.
Конечно, у нас есть важнейшие задачи. Президент страны предложил целый ряд национальных проектов. Ключевой для нас – национальный проект «Образование». В конечном счёте, в 2024 году мы должны войти в десятку стран по качеству образования. Это очень амбициозная, сложная задача. На самом деле мы хотели предоставить вам сегодня возможность пообсуждать, как эту задачу решить, что для этого нужно.

Но я хотел поговорить немного о другом – о наших детях, школьниках, вынести на обсуждение ряд предложений, которые наша команда выработала, пока мы готовили данный форум. Поэтому я буду просто по пунктам говорить и предлагать, чтобы после того, как вы поработаете на секционных заседаниях, мы с вами обсудили всё это в рамках ещё одной нашей пленарной встречи.
Итак, первое, что мы предлагаем.
Давайте вместе задумаемся: может быть, нам в республике перейти на пятидневную учебную неделю?
(Аплодисменты)
Мы действительно работали над этим, аккуратно взвешивали. Почему родилось такое предложение? Что сегодня представляют собой наши родные дети, школьники? Это довольно измотанный, издёрганный ребёнок, которому шесть дней в неделю мы пытаемся дать знания. В то же время мы бы хотели, чтобы наши дети всё-таки выходили из школ здоровыми, счастливыми, нравственно красивыми людьми. Поэтому предлагаю перейти на «пятидневку».
Но что мы при этом предлагаем? Таким образом, освобождаются 32 субботы. Мы решили, что из этих 32 суббот заберём по одной субботе в месяц. Восемь суббот принадлежит школе. Условно предлагаю, пусть это будет каждая первая или последняя суббота месяца, это вам нужно определиться. Хотелось бы, чтобы это была системная работа. Для чего?
Допустим, первая суббота сентября – это спартакиада всей школы. Дети от мала до велика выходят на кросс, на какие-то спортивные мероприятия для того, чтобы создать ощущение единой команды в школе. Моя мечта – когда они выходят все вместе: и малыши-первоклассники, и выпускные классы. Пусть они пробегут вместе 300-500 метров – сколько смогут. Но чтобы они вместе стартовали и вместе пришли к финишу. Если первоклассник упал, старшеклассник подобрал его и вместе с ним добежал.
Мне кажется, формируя такое единое школьное общество, мы сможем решить много проблем, о которых скажу чуть позже.
(Аплодисменты)
Вторая суббота может быть посвящена родному краю. Вы можете пригласить ярких людей, выпускников школы, ваших земляков. Третья – может быть посвящена культуре народов, которые у нас живут. Может быть, сделать это неким единым, большим застольем, где сядут вместе и первоклашки, и одиннадцатиклассники и так же вместе будут единой семьёй. Предлагаю вам подумать об этом.
При этом хотел сказать, что все существующие материальные вещи, связанные с переходом с шестидневки на пятидневку, мы сохраним для того, чтобы учителя у нас не пострадали. Мы уже подумали об этом вместе с Министерством образования.
Следующее, что мы предлагаем. Мы много раз говорили, что наши дети живут в очень агрессивном, конкурентном и сложном мире. Я всегда привожу пример, как во время поездки в Ишимбайский район мы с главой муниципалитета заехали в деревню Бердышла. Там никогда не было детского сада, но была начальная школа. Теперь её закрыли, и на этом месте сделали садик. Глава рассказывает: «Когда наши детишки вошли в этот садик, то увидели игрушки – куклы, машинки и т.д. И вот они ходят по этому садику, а игрушки не трогают». Представляете, насколько они воспитаны и аккуратны.
Поэтому, глядя на наших детей, когда они заканчивают сельскую школу и врываются в большой мир, который их ждёт, мы подумали, что им надо дать какие-то дополнительные конкурентные преимущества. У меня был опыт создания подобной программы. Она так и называлась «Взлетай!». Мы не стали особо думать, и предлагаем внедрить в школах нашей республики программу «Взлетай!».
Что такое «Взлетай!»? Это совокупность неких конкурентных преимуществ, которые мы дадим прежде всего нашим выпускникам, когда они будут покидать родные стены своих школ. Какие компетенции мы бы хотели им дать? Например, очень важная, на мой взгляд, компетенция, которая нашим детям очень нужна, – это водительские права. Предлагаю это обсудить.
При этом в отношении тех детей, которые растут в многодетных или нуждающихся семьях, и, что особенно важно, для отличников республика готова предложить определённые преференции в виде частичной оплаты стоимости обучения, либо полного освобождения от неё. Нам бы хотелось, чтобы вы это сегодня обсудили. Если принимается, то мы готовы внедрять это во всех школах.
(Аплодисменты)
На самом деле, ничего нового мы не придумываем. Вы помните, когда мы с вами заканчивали школы, была практика в так называемых учебно-производственных комбинатах.
Помимо этого, мы предлагаем, чтобы вы подумали, какие ещё компетенции нужны нашим выпускникам. Например, простой навык – давайте всех детей научим танцевать вальс. Каждый наш школьник, выходя из школы, должен уметь танцевать вальс. Не просто топтаться, а именно настоящий танец.
(Аплодисменты)

Соответственно, предлагаю, чтобы этот курс завершался большим школьным республиканским вальсом. Конечно, эта практика уже существует во многих субъектах Российской Федерации. Думаю, что и в нашей республике такая практика есть, и мы сможем её реализовать.
Кроме того, подумайте, пожалуйста, что ещё нужно человеку? Мне кажется, это базовый английский разговорный язык. Когда мы учим детей английскому языку в школе, то действительно (и это правильно) уделяем много времени изучению орфографии, грамматики и т.д. Мы тратим очень много времени, чтобы объяснить ребёнку, где применяется определённый или неопределённый артикль. На самом деле хотелось бы, чтобы мы дали ребёнку простые базовые навыки. Чтобы, когда он приезжает за границу, мог спросить, как дойти, как купить мороженое, мог свободно говорить.
Умение играть в шахматы, знание национальной культуры, национальных языков… Это второе моё предложение. Я предлагаю подумать о том, что мы можем дать нашим детям. При этом подчёркиваю, что Правительство республики готово выйти с предложением в том числе и по бюджетной поддержке данного мероприятия.
(Аплодисменты)
Третье. Предлагаю сегодня подумать о сельской школе. У нас действительно уникальная республика. Наверное, трудно найти ещё один такой субъект, где столь много сельского населения, очень разветвлённая сеть сельских школьных образовательных учреждений. Мы понимаем, что ключевая задача – это привлечь молодёжь в наши школы.
В этой связи мы выходим с предложением утвердить программу «Сельский учитель», уже в этом году заложив в бюджете 60 млн рублей для того, чтобы выделить 100 грантов по 600 тысяч рублей сельским учителям.
(Аплодисменты)
Полагаю, что данная мера вкупе с предложениями о выделении земельного участка под строительство (это мы тоже с главами отработаем) способствовала бы тому, чтобы мы всё-таки привлекали учителей в сельские школы, они там оставались и работали, и село наше тоже жило и работало.
Следующее, может быть, не по порядку, не по значимости, но то, о чём мы думаем. Мы задумались над такой очень простой вещью, как школьные автобусы. У нас более 1 200 школьных автобусов. То есть у нас почти 1,5 тысячи людей, которым мы доверяем самое важное для нас – наших детей. Они их, собирают, возят – и зимой, и в стужу. Когда я во время поездок по районам разговаривал с главами, мне рассказывали такие удивительные истории про школьных водителей. Есть водители, которые как-то расцветят свой автобус, повесят весёлые занавесочки. Есть даже водитель (не помню район), который поёт песни, пока детей везёт. Поэтому я полагаю, что мы должны задумываться об этой замечательной категории людей, которым мы доверяем наших детей.
Предлагаю Госкомитету по транспорту продумать меры поощрения именно тех водителей школьных автобусов, которые действительно отличаются особым подходом к работе. Нужно провести конкурс водителей школьных автобусов, предусмотреть меры поддержки.
Следующая проблема очень болезненная, на мой взгляд. Но мне кажется, с этой проблемой мы тоже должны бороться. Во-первых, мы должны её сами себе обозначить и, во-вторых, найти решение. Это нравственная атмосфера и психологический климат в школе.
Так получилось, что мы живём в очень бурном, довольно агрессивном мире. И отголоски этого агрессивного мира попадают к нам сюда, в республику, в наши школы, сёла и города. О чём идёт речь? Никогда не думал, как, наверное, и вы, когда мы были школьниками, что сейчас, когда мы уже выросли и являемся руководителями, появятся такие термины, как буллинг, скулшутинг, кибербуллинг и т.д. По сути, речь идёт о нравственной атмосфере и психологическом климате в школе. Мы должны давать себе отчёт, что такие факты в республике тоже имеют место.
В то же время полагаю, что общими усилиями мы можем сделать так, чтобы пресечь это зло, которое действительно наносит вред нашим детям и всей системе образования в целом. Порой буллинг возникает в силу незрелости некоторых детей.
Нам надо создать атмосферу нетерпимости к случаям, когда наши дети преследуются, когда над ними издеваются. Эти факты должны стать для нас из разряда ЧП.
Мы вместе с вами должны продумать, как с этим бороться и что для этого нужно сделать. Поэтому очень надеюсь, что сегодня в ходе обсуждений вы сделаете нам такие предложения.
Чего на самом деле боится так называемый буллинг? Он боится огласки, прозрачности. Он, знаете, как тёмный зверь, которого вытаскивают на свет, и он сразу съёживается. Поэтому нам очень важно продумать меры борьбы с этим злом.
Есть ещё ряд моментов, на которых я хотел остановиться.
Очень важно, на мой взгляд, вместе с вами подумать, как укрепить и развить в школах волонтёрское движение. Это действительно очень важно для того, чтобы наши учащиеся выходили из стен школы не просто образованными людьми, но и с ярко выраженной гражданской позицией, правильными нравственными ориентирами.
Мы готовы выслушать ваши предложения для того, чтобы по крайней мере в вузах нашей республики создать дополнительные условия учёта волонтёрской деятельности в период нахождения в школе.
Уважаемые коллеги!
Конечно, для нас очень важно то, что мы называем качественным образованием. Наверное, вы лучше понимаете и знаете, что для этого надо сделать.

Полагаю, что если мы введём некую форму рейтингования, по итогам которого ежегодно будем торжественно объявлять 10 лучших городских и 10 сельских школ со значительными грантами для развития этих учреждений, то это тоже будет способствовать развитию наших школ.
И ещё два небольших момента.
Давайте будем бороться за наших самых одарённых детей. Я вообще считаю, что если наш школьник получил 100 баллов, то и глава администрации того района или города, где он учится, и директор школы, и педагогический коллектив – все должны в него вцепиться и сопровождать его по жизни. Пусть он отучится в Москве, Санкт-Петербурге, других вузах. Но нам нужно создать систему стимулов, поощрений для того, чтобы такие дети возвращались и работали в нашей родной республике. Давайте вместе об этом подумаем.
(Аплодисменты)
И ещё один очень важный момент.
Предлагаю сегодня также подумать о том, чтобы наши учебные заведения стали школами равных возможностей. Чтобы дети с особенностями, с определёнными потребностями здоровья могли приходить в школу точно так же, как здоровые детишки, и получали к себе такое же отношение, такие же возможности для своего психофизиологического, умственного развития.
Поэтому жду от вас предложений, что ещё нужно сделать, чтобы наши дети могли учиться в школе равных возможностей.
Уважаемые коллеги!
Вот несколько смыслов, которые мы хотели вам представить. Очень надеюсь, что ряд вещей вы поддержите, ряд вещей, может быть, не поддержите, а, может быть, сами предложите нам что-то ещё. Предлагаю сейчас, взяв на вооружение эти мысли (это мысли не только мои, а всей нашей команды), продумать и предложить рекомендации по их реализации и дальнейшему развитию нашего образования.
Спасибо за внимание!
https://glavarb.ru/rus/press_serv/vystupleniya/119944.html
МОЕ ПЕРСОНАЛЬНОЕ МНЕНИЕ
Очень ценное предложение Р.Ф. Хабирова перейти на пятидневное обучение, что абсолютно соответствует принципам дальнейшей демократизации процесса обучения в России, выявления и проявления творческого потенциала преподавателей. Со своей стороны предлагаю сделать субботние дни днями факультативных занятий по интересам. Например, днями углубленного изучения родного языка, химии, физики, математики и т.п. Я думаю, что здесь важно соблюдение, кроме всего прочего, принципа добровольности посещения факультативных занятий в субботу учениками, а также строгого соблюдения принципа СВЕТКОСТИ школьного образования. Никаких мул или попов в школах Башкирии быть не должно. Религиозное обучение с соблюдением добровольности может осуществляться только вне школы в специально отведенных для этого местах: воскресных школах при мечетях или церквах во время школьных каникул.
Здесь список награжденных: https://glavarb.ru/upload/iblock/Список%20награжденных%20(2019.02.01).pdf
Жаль, что из Белорецка никого нет

Ян РАДИЙ, 01.02.2019 г. г. Белорецк

Комментариев нет:

Отправить комментарий