понедельник, 30 мая 2016 г.

Глава Башкирии высказал претензии федеральным чиновникам по проблемам налоговой политики и бюджетного федерализма


Рустэм Хамитов выступил на заседании Научно-экспертного совета при Председателе Совета Федерации России


30 мая в Москве Глава Башкортостана выступил на заседании Научно-экспертного совета при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, посвященном экономическим, бюджетно-финансовым и налоговым основам федерализма. Заседание провела Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко.

Участники обсудили актуальные вопросы в сфере федеративных отношений. Среди них – инвентаризация полномочий и обеспечивающих их реализацию финансовых ресурсов на всех уровнях власти, создание Единого реестра полномочий федеральных органов государственной власти, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также разработка Концепции совершенствования межбюджетных отношений до 2020 года.

lPJRaAL1VYnYiSbGTMX1jCqUFZYMPzCxОткрывая заседание, Валентина Матвиенко отметила, что реальный федерализм предполагает наличие у регионов возможностей для обеспечения всем гражданам определённого «неснижаемого» стандарта качества жизни – стандарта благополучия.

– Достижение такого стандарта должно стать целью, а сам стандарт – механизмом реализации государственной политики, – заявила Председатель Совета Федерации. – Имеются в виду доходы населения, качество и доступность образования, размещение медицинских учреждений. Стандарт благополучия должен включать и экологическую составляющую, и культурную среду.

По её словам, долгое время в стране декларировалась политика выравнивания регионов, которая заключалась в перераспределении бюджетных средств, но многие инструменты оказались неэффективными. Вместе с тем, просто отказываться от принципа выравнивания нельзя.

– Он должен быть частью государственной поддержки экономически слабых регионов, но основной акцент необходимо делать на выработку системы стимулирования регионов к самостоятельному развитию, к созданию в них точек экономического роста, – сказала Валентина Матвиенко. – Достижение стандарта благополучия во многом зависит от эффективного разграничения полномочий между уровнями власти с учётом экономических, национальных, географических, ресурсных особенностей территорий.

Валентина Матвиенко констатировала, что мировой опыт федерализма выработал универсальную формулу: полномочия – это финансы.
– Именно реализация на практике принципа бюджетного федерализма позволяет регионам быть субъектами Федерации, то есть, самостоятельно и под свою ответственность планировать и исполнять свой бюджет, разрабатывать и реализовывать программы развития, – пояснила она.
Как отметила спикер Совета Федерации, бюджетная система России, сохраняет чрезмерно высокую степень централизации налогово-бюджетных полномочий. Основная часть доходов и расходов распределяется на федеральном уровне. Вместе с тем в последние годы идёт интенсивный процесс передачи полномочий на уровень субъектов Федерации. При этом большая их часть не обеспечена источниками финансирования. Сегодня многие регионы для того, чтобы выполнить все социальные обязательства, положения майских указов Президента России, вынуждены наращивать государственный долг и дефициты бюджетов.

Валентина Матвиенко предложила подумать о принципиальном расширении налоговых полномочий регионов и разрешении им устанавливать собственные налоги, например, налог с розничных продаж.

– Надо чётко осознавать, что в ситуации, когда по итогам года в 76 субъектах Федерации бюджеты исполнены с дефицитом, регионы не имеют возможности финансировать программы развития, – подчеркнула она, указав на необходимость найти инструмент, который позволит им привлекать средства на развитие и при этом не нарушать финансовую стабильность. – Таким инструментом может стать выпуск региональных ценных бумаг.

Стенограмма выступления Рустэма Хамитова:

Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемые коллеги!

Главный вопрос федерализма – в разграничении полномочий. Сегодня об этом много говорили. Вы, Валентина Ивановна, говорили о реестре полномочий, и выступавшие коллеги тоже подчёркивали этот вопрос. Но до сих пор нет закона о статусе субъекта. Соответственно, нет и сформированного правового поля. До сего дня предмет разграничения отдаётся на откуп ведомствам, министерствам, корпорациям. В принципе, конечно же, это неверно. То есть нужна надёжная, правовая база в этом вопросе.

Экономическая политика. Она у нас вертикально построена, действует единообразно. Сейчас в ходу триада: «инвестиции», «рейтинг», «стратегия».
Инвестиционные возможности у регионов разные: география, компетенции, традиции, наличие полезных ископаемых, базовые условия, но требования едины ко всем. Это неверно. Надо, чтобы Правительство и в этом вопросе дифференцированно подходило к рассмотрению возможностей регионов. Там, где нужно помогать, обязательно это осуществлять.
Кроме того, экономическая политика – это совместные действия министерств и крупных базовых вертикально интегрированных компаний. Вы знаете, ни у министерств, ни у компаний нет целевых показателей в развитии территорий. Мы отвечаем за развитие, но в то же время мы как бы отлучены от того, чтобы иметь возможность влиять на формирование этими компаниями инвестиционной политики, на привлечение ресурсов, на развитие территорий.

К сожалению, мы не обсуждаем в больших компаниях этих вопросов. Мы только ходим за деньгами. Нас не приглашают на заседания правления, нас не приглашают на советы директоров. И реально получается так: там, где большая компания видит интерес, есть развитие. Нет большой компании – развитие начинается на уровне малого и среднего бизнеса.
Рейтинги. Сегодня их много, даже чересчур. Но рейтинги только констатируют факт. А дальше что с этим делать? Этих рейтингов 30 или 50. Нас уже и по вертикали, и по горизонтали, по всем направлениям измерили. Что делать с последними, лидерами, «середняками»? Ответов на эти вопросы нет.
На федеральном уровне не заданы стратегические приоритеты развития субъектов. При этом существует множество разрозненных планов, систем, показателей оценки эффективности, которые не учитывают разные модели экономик регионов. Мы уже много раз сегодня говорили: мы – разные, у нас разные возможности. У нас есть субъекты, которые имеют большую долю своей собственности и хорошо развиваются. А есть субъекты, в которых нет ничего. В этом плане мы обязаны по-разному подходить к тому, какие мы, кто мы и как можем действовать. Единообразие в этом вопросе недопустимо.

Назначение бюджетного федерализма обеспечивает сочетание экономических интересов государства с интересами территорий. Это главная мысль. Не сам по себе бюджетный федерализм, а именно исходя из развития территорий. Но что получается по доходам? Приведу цифры. В 2012 году наша региональная адресная инвестиционная программа была 17 млрд рублей. Сегодня она 5-6 млрд рублей. За четыре года мы потеряли 10 млрд рублей.
Налоги. Налоговая тайна сегодня законодательно недоступна руководителям регионов. Это как понимать? Как управлять большим хозяйством, когда ты не знаешь, сколько доходов получаешь?
Мы обратились в Государственную Думу: «Примите, пожалуйста, закон о том, чтобы руководителям регионов официально разрешалось пользоваться налоговыми данными». Дума отклонила. Это было недавно – два-три месяца назад. И как дальше с этим работать, мы не понимаем.

Ещё один вопрос – вычеты крупных компаний. В любое время, в любой сумме, когда захотелось – минус миллиард, минус миллиард, минус миллиард. А нам что делать? Как нам обеспечивать все полномочия, которые на нас возложены? Давайте и в этой части посмотрим. Крупные и крупнейшие компании тоже обязаны соблюдать принципы федерализма. Сегодня они работают по своим законам. Спасибо.

***

Валентина Матвиенко поддержала Рустэма Хамитова в вопросе о том, что руководители регионов должны иметь доступ к налоговым данным крупных компаний, работающим на их территории. Она обратилась к министру финансов России Антону Силуанову с просьбой проанализировать ситуацию и инициировать внесение соответствующих изменений в законодательство.

– Сегодня речь идет о том, что пришло время менять принципы региональной политики, – сказала она. – Требуется изменение стратегического подхода к региональной налоговой, бюджетной политике, имея в виду, что мы – Федерация. Надо каждый регион чувствовать в федеральном центре.

http://glavarb.ru/rus/press_serv/novosti/64257.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий