вторник, 12 сентября 2017 г.

Атамана А. Дутова захотели перезахоронить, якобы, оренбургские казаки


Уничтожение прошлого лишает страну будущего: священнослужители о намерении перезахоронить останки атамана Дутова

11.09.2017 10:54
Делегация оренбургских казаков в начале сентября отправилась в рабочую поездку в Китай. Она посвящена поиску и возвращению в Оренбург исторических реликвий, в том числе утерянной Табынской иконы Божией Матери. В ходе визита оренбуржцы также обсудят вопросы о перезахоронении останков оренбургских казаков, ушедших в Китай в составе войска атамана Дутова. Также в планах казаков встретиться в Китае с официальными и заинтересованными лицами, а также с потомками казаков-эмигрантов. Для возвращения останков атамана Оренбургского казачьего войска Александра Дутова из Китая на родину в Оренбуржье в июле этого года в регионе создали рабочую группу, пишет РИА 56.ru.

В Оренбуржье мнения общественности насчет атамана Дутова разделились. Свои позиции выразили и депутаты Законодательного собрания региона.

"Мы всегда должны помнить о событиях, ставших значимыми для нашей области. Каждый воспринимает историю по-своему, но нужно помнить, что для всех она общая, и мы не имеем права ее забывать. Соответственно, не стоит вычеркивать из памяти и людей, причастных к формированию этой истории. Перезахоронение останков атамана Александра Ильича Дутова должно состояться, чтобы наши дети и внуки знали о революционных событиях, происходивших когда-то на оренбургской земле", – считает председатель комитета ЗС по делам национальностей, общественных объединений и религиозных организаций, депутат от фракции "Единая Россия" Надыр Ибрагимов.

"Мы категорически против того, чтобы поднимать вопрос, вызывающий очень много моментов, которые не консолидируют общество, а только его разделяют, в том числе и в Оренбуржье. С нашей точки зрения, роль Дутова однозначно негативная. У нас сейчас есть некое хрупкое согласие, которые мы должны сохранять и дальше. И исторические вопросы некоторое время не стоит поднимать, потому что одни люди представляют прошлое одним образом, другие – иначе. Коммунисты готовы отстаивать свою позицию", – заявил руководитель фракции КПРФ в Законодательном собрании Максим Амелин.

В постсоветский период началась переоценка событий и итогов Гражданской войны. Но, как видим, в обществе до сих пор нет консенсуса относительно интерпретации постреволюционных событий нашей истории и оценки личностей Белого движения. Одной из таких была фигура атамана Оренбургского казачьего войска Александра Дутова – монархиста, организатора Белого казаческого движения на Востоке России.

Исследователь военной истории России конца 19-го – первой четверти 20-го века Андрей Ганин в своей книге об атамане пишет: "Конечно, Дутов не был идеальным человеком, не выделялся способностями, обладал многочисленными слабостями, свойственными обычным людям, но при этом всё же проявил качества, позволившие ему в смутное время встать во главе одного из крупнейших казачьих войск России, создать практически из ничего собственную вполне боеспособную армию и повести беспощадную борьбу с большевиками; он стал выразителем надежд, а порой даже кумиром сотен тысяч поверивших ему людей".

Как Вы относитесь к намерениям перезахоронить останки атамана Дутова и оренбургских казаков, ушедших в Китай в составе его войска? Считаете ли Вы, что это может внести раздор в общество, как утверждают коммунисты, или Вы поддерживаете позицию единороссов, что история для всех общая, и мы не имеем права ее забывать, чтобы наши дети и внуки знали о революционных событиях? - с такими вопросами Regions.ru обратилось к священнослужителям.

Протоиерей Вячеслав Кочкин
руководитель отдела по социальному служению и церковной благотворительности Орской епархии

11.09.2017 14:36
Как житель Оренбургской области скажу: экспедиция наших казаков в Китай для меня связана с большой надеждой. Я надеюсь, что им удастся найти величайшую святыню Оренбургского края, покровительницу оренбургского казачества - икону Божьей матери Табынской.
Когда-то в обширнейшую Оренбургскую епархию входила Уфимская губерния и Казахстан. А крестный ход с Табынской иконой Божьей матери длился почти год и был единственным крестным ходом в Российской империи, который проходил по высочайшему благословению самого Николая II. Это было интересное, очень торжественное действо. Поэтому мы с болью думаем о том, что иконы больше нет, она утеряна. Действительно, ее унес с собой отряд казаков, переходивший границу. В Китае история этой иконы теряется.

Что касается второй цели путешествия казаков в Китай – возвращения на родину останков атамана Дутова и других участников Белого движения, - понять депутатов нашего Законодательного собрания действительно можно – мы потомки людей, пострадавших от действий казаков-белогвардейцев. Почему-то сейчас считается: все, что было в Белом движении, в царской России - это хорошо и замечательно. Увы, это не так. На прошлой неделе я начал работу по восстановлению захоронения рядом с поселком Адамовка, где похоронены более 30 человек, которых зарубили дутовцы. На территории Адамовского района шли кровопролитные бои. Местные жители до сих пор помнят, как себя вели дутовцы на их земле.

Самое страшное, что может представить человек, – Гражданская война, когда брат шел на брата. Да, генерал Дутов был одним из предводителей казачества, пытался его возродить. И казаки тоже очень сильно пострадали. Когда-то оренбургское казачье войско было надежным оплотом, защитой наших рубежей на юге России. Оно верой и правдой служило не только царю, но и всему отечеству, народу. Казачья культура очень многогранна интересна. А советская власть обескровила этих людей. Их в результате тоже уничтожили. И об этом тоже нельзя забывать.

Я думаю, нужно вернуть и перезахоронить останки атамана Дутова и тех людей, которые были с ним. Но сделать это не для того, чтобы сказать: "они поступали правильно". Мы должны показать нашим детям, что боимся не того, что нас что-то разъединит, а повторения ужасов Гражданской войны. Именно это должно нас объединить. Вот в чем я вижу цель похода наших казаков.

Хватит нас разделять на белых и красных, не нужно делать это искусственно, с какими-то политическими целями. Давайте вспомним, что мы единый народ, и беда, которая произошла сто лет назад, не должна повториться. Надеюсь, Господь пошлет нам радость возвращения иконы Божьей матери Табынской, и наша усердная заступница сможет всех нас примирить.

Протоиерей Александр Ильяшенко

настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской

11.09.2017 14:36

То, что касается революционных событий, вызывает (и будет вызывать) бурные дискуссии потому, что мы не имеем полной, объективной картины происходившего в те драматические, роковые, в чем-то героические, а в чем-то и преступные, годы. Глубокий надлом русского общества до сих пор не зарубцевался. Мне кажется, нужно приложить все усилия, чтобы воссоздать полноценную объективную картину того, что происходило в те далекие годы. Мы должны понимать, почему одни люди принимали именно такие решения и действовали именно так, а другие - иначе.
Что же касается атамана Дутова – это, конечно, известное имя, оно у всех на слуху. И если соотечественники хотят перезахоронить останки этого человека у него на родине, я не вижу в этом ничего плохого. Они имеют на это моральное право.

Но нужно понимать, что Гражданская война – безусловное зло. Думаю, всегда будут противники какого бы то ни было решения, потому что Гражданская война прошла по сердцам людей. Люди до сих пор остаются по разные стороны фронта.

Нам нужна полноценная и главное - объективная история тех далеких трагических событий. И во-вторых, мы должны понимать: историей руководит промысел Божий, а эти события настолько трудны и противоречивы, что нам сложно разобрать, что же происходило по замыслу Божьему, а что вопреки ему. Сейчас мы находимся в начале пути и пока не разобрались, что же произошло с нами сто лет назад.

Священник Димитрий Лин

клирик Храма святителя Николая на Трех Горах

11.09.2017 14:36
Я плохо знаком с деятельностью атамана Дутова и с историей казачьего движения, поэтому мне сложно давать какие бы то ни было оценки. Но мне кажется, я могу предложить некий критерий, который может помочь определить, кого можно и нужно перезахоранивать. На мой взгляд, вопрос решается очень просто: если человек, о котором мы говорим, любил родину, народ, служил им, он достоин перезахоронения на родине. А тот, кто народ не любил, хотел разрушить русскую государственность, публично свидетельствовал о ненависти ко всему русскому, – не достоин.
Сейчас, наверное, не стоит говорить о каких-то политических целях и задачах, потому что это действительно ведет к разделению нашего общества, повторению, хотя бы в умах, трагических событий Гражданской войны. А что касается конкретной личности – с этим разберутся историки.

Пример служения и любви к отечеству – замечательный пример. Проблема только в том, что атаман Дутов (как, впрочем, и другие деятели Белого движения), наверное, не будет воспринят как герой или некий образец поведения (например, теми же коммунистами). У них свое видение истории. К тому же есть яркие, интересные, но спорные исторические фигуры. Например, сейчас много появилось материалов о Колчаке, о нем даже снят фильм. Но чтобы оценить фигуру такого масштаба, нужно оценивать все его деяния - в том числе, морально-нравственный облик. И здесь есть опасность написать биографию того или иного человека либо черной краской, либо, напротив, все обелить.

Тот же адмирал Колчак – человек, который, с одной стороны, был замечательным военным, с другой - устраивал кровавые расстрелы в Иркутске. Понятно, что убивал он своих врагов. Но, судя по всему, это были очень жестокие расстрелы. Кроме того, его деятельность по формированию русских войск, в том числе траты золотого запаса на закупку военной техники у англичан, вызывает большие вопросы.

Так что все эти исторические фигуры многоплановые. В них много того, что не может быть примером для подражания. Поэтому мне кажется, что любая попытка создать какие-то идеальные образы обречена на неудачу. Да и не нужно делать героев из участников Гражданской войны. Это были люди со своими ошибками и слабостями. Их биографию нужно изучать объективно: говорить об их достоинствах и не скрывать недостатки. Но главным критерием должна стать их любовь к народу и отечеству.
Семен Лившиц
Председатель региональной общественной организации "Еврейская национально-культурная автономия Орловской области"
11.09.2017 14:36
До сих пор идут споры о том, нужно ли убрать тело Ленина из Мавзолея и похоронить - как просил сам Владимир Ильич и Крупская. Коммунисты против того, чтобы вопрос о перезахоронении вообще поднимался – пусть все остается как есть. А роль Ленина тоже неоднозначна, и его поступки вызывают много вопросов – в частности, по отношению к казачеству. Почему он так поступил с этим сословием? А сейчас у нас идет возрождение казачества - вплоть до придания казакам официального статуса и привлечения их к службе в погранвойсках, в том числе на юго-востоке Украины.

Нельзя делить мир на черное и белое. Если мы не можем сейчас выполнить просьбу Ульянова и Крупской, почему нельзя перезахоронить останки атамана в России?

Сложно понять, был Дутов хорошим или плохим, оценить его заслуги. Врангеля мы тоже осуждали, но он же исследовал Северно-Ледовитый океан, действуя на благо России, а только потом примкнул к белому движению. Значит ли это, что мы должны забыть хорошее тоже?

Мне кажется, нужно выявлять в исторических событиях роль каждого. Многие из спорных исторических личностей стояли по разную сторону баррикад. Почему мы должны говорить о том же Дутове только плохое? Возможно, у него были и заслуги перед отечеством – просто мы об этом не знаем.

Сергей Перевезенцев
доктор исторических наук, член бюро президиума Всемирного Русского Народного Собора
11.09.2017 14:36

Думаю, чем больше участников русской истории вернутся на родину (в книгах, в памяти или будут привезены их останки), тем лучше. На родине давно уже перезахоронены останки Федора Шаляпина, к нам вернулись останки генерала Деникина, великого князя Николая Николаевича и многих других талантливых и значимых исторических деятелей. Наверняка к ним относится и атаман Дутов. И мне крайне неприятна позиция некоторых коммунистов (не скажу, что всех), которые опять пытаются монополизировать право на историю и заявить о том, что только их понимание истории – верное.

К сожалению, в разделении во многом виноваты именно коммунисты, еще сто лет назад устроившие революционный переворот и начавшие уничтожать всех, кто с ними не согласен. Прошло сто лет, и все повторяется. Так что в этой ситуации я на стороне тех, кто выступает за максимально полное восстановление исторической правды - без каких бы то ни было политических предпочтений.

На протяжении многих десятилетий мы смотрели на Отечественную историю только глазами победителей, а победителями в тех кровавых событиях Гражданской войны стали как раз коммунисты. И всех, кто боролся против коммунистов, устроивших потом кровавый террор, рассматривали как преступников. Так давайте теперь смотреть на нашу историю более широко: люди, боровшиеся с коммунистическим террором, защищали свою правду, своих матерей, отцов, свою веру.

Да, они тоже были неправы (и нередко). За красным террором следовал белый. Неправы были все. Но нам нужно суметь простить и тех, и других. Наши предки сотворили страшное дело. Простив и тех и других, давайте попробуем не повторить их ошибок.
Протоиерей Александр Кузин

клирик храма Космы и Дамиана в Шубине

11.09.2017 11:06
Если есть реальные могилы, захоронения наших соотечественников в других странах, то благое дело упокоить их останки на территории нашего отечества, которое они по-своему защищали, радели о нем. Конечно, этому надо всячески способствовать.

Мы знаем, что у Гражданской войны были зачинщики и победители. По обе стороны воевали не враги страны, они стояли за свою правду и достойны нашей памяти. Мы же не стремимся канонизировать героев Гражданской войны. Мы говорим о том, чтобы хранить память о них, это наши соотечественники – патриоты и самоотверженные люди.

Я лично уверен, что пафос Белого движения был неоднозначным. Но это были люди неравнодушные к судьбе России. В конечном счете, они боролись за то, что в итоге и произошло, пусть не сразу, а спустя десятки лет: победило православие и свобода человека.
Протоиерей Сергий Рыбаков
доцент кафедры теологии Рязанского госуниверситета, председатель отдела религиозного образования Рязанской епархии
11.09.2017 11:06

Мне кажется, в этом факте четко проявлена раздробленность нашего народа. К тому же есть некоторое недомыслие. Казаки, белогвардейские офицеры – это русские люди, и они не по своей воле ушли в Китай. Они там обретали свое спасение от неминуемой смерти. Ведь Троцкий провозгласил расказачивание и уничтожение казаков как особого класса. Так что они имеют полное право быть преданными родной земле, где родились и куда наверняка желали бы вернуться, но у них не получилось. Обычно последняя воля человека имеет определенную сакральность и должна быть исполнена.

Противление установлению истиной истории – это противление и божественному промыслу. То есть попытка видеть историю не такой, какая она есть, это создание виртуальной истории, в которой что-то выкидывается, а что-то выпячивается.

Конечно, надо стремиться предать останки той земле, на которой эти люди сами бы хотели быть похоронены. Это и есть акт примирения. Видимо, противники все еще находятся в состоянии войны, агрессии. Но разве грешного человека не хоронят в родной земле? Почему же тогда атамана и тех, кто был с ним, лишают этого элементарного права. То есть люди, которые против перезахоронения, хотят ввести некий ценз праведности?

Не говоря уже о том, что у людей, умерших за пределами родины, вполне могут быть на родине потомки, которые хотели бы посещать могилы прадедов дома, а не в другом государстве.
Протоиерей Александр Добродеев

заместитель заведующего сектором МВД Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями

11.09.2017 11:06
Тут даже не столько героика должна доминировать, а осознание произошедшего. Ведь когда казнили незаконно царскую семью, то есть императора – помазанника божьего, то в наказание за отступление от веры Господь попустил разделение людей на противоборствующие стороны. Миллионы жертв – это все итог отступления от веры. Вот в этом контексте и надо говорить. Если мы хотим, чтобы в стране было единство, чтобы наши дети и внуки нас не вспоминали плохим словом, нам необходимо всех простить и вспоминать эти события, чтобы они больше не повторились. Иначе страна просто исчезнет.

Сколько уже говорили, что отступление от веры и от традиций несет разрушения. Новые идеи по лучшему устройству мира и нашего жития приводят все время к трагедиям. Только наши исконные традиционные ценности должны доминировать – почитание родителей, семьи, честность в отношениях между людьми. И тогда Господь наш народ возродит и даст былую силу и славу.

В Гражданскую войну обе стороны воевали, и тогда, может, не столько героических, а сколько мученических моментов было. Но это все оттого, что народ попустил смерть помазанников божьих, отступил от основ существования человечества, вот и пожинаем плоды.
Священник Андрей Постернак
Директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук
11.09.2017 11:06
Исторический опыт показывает, что страна, общество, государство, в котором не решены проблемы, связанные с внутренними тяжелыми конфликтами, как правило, гражданскими войнами, всегда имеет тяжелые разногласия по поводу прошлого. Показатель – гражданские войны в Испании, в США. В этом смысле и мы не исключение. Но ненависть, связанная с отношением к прошлому, непродуктивна. Не хочется, чтобы у нас повторились события как в Шарлотсвилле, когда ненависть к событиям большой давности становится причиной раскола современного общества.

Конечно, у всех нас общая история. Наши предки воевали в Гражданскую войну, участвовали в мировых войнах. И часто это были близкие родственники, друзья, оказавшиеся по разные стороны баррикад, но от этого они не переставали быть нашими близкими и родными, неважно, согласны мы с ними или нет. Поэтому инициативы с переносом или сносом памятника, как, например, Колчаку, что недавно обсуждалось, и обсуждения об отношении к Белому движению, непродуктивны. Если память атамана Дутова и Колчака для многих людей священна, если она вдохновляет их на какие-то патриотические инициативы, пробуждает любовь к родине, на добрые дела, то почему мы должны запрещать память об этих людях? Почему только одна точка зрения имеет право на существование?

То же самое касается памятников советского прошлого. На Украине начали уничтожать эти памятники, что неправильно. Это не значит, что я сторонник советской власти. Но уничтожение прошлого лишает страну будущего. А мне не хочется, чтобы так произошло с нашей страной. Поэтому если для казаков это важно, то инициатива не должна быть запрещена.
Виктор Лега
зав. кафедрами философии, основного богословия и апологетики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета

11.09.2017 11:06

Очевидно, что эти вопросы надо обсуждать, с уважением относясь к каждой стороне, не бросать обвинения, не уличать в чем-то. Это наша история, в ней были и хорошие страницы, и плохие, были люди, которые занимали обе стороны. Поэтому подход должен быть объективный, забывать историю ни в коем случае нельзя, нужно выносить уроки.
В нашей стране порой воевали друг против друга в одной семье. И как можно одних предавать забвению, а о других помнить? Безусловно, память о всех участниках Гражданской войны надо сохранять.

Что касается перезахоронения, тут вопрос сложнее. Часто это касается родственников. Если они есть и не хотят тревожить могилу своих близких людей или наоборот хотят, чтобы могила была поближе и можно было прийти на нее, вспомнить своего родственника, то вопрос должен решаться индивидуально, а не просто принятием общего принципа, распоряжаясь о переносе останков того или иного эмигранта.
http://regions.ru/news/2610462/
Реплика:
Так кто уничтожает историю России то? Не нынешняя ли либеральная интеллигенция вкупе со священо служителями РПЦ, мечтающие реставрировать порядки Абсолютной монархии времен Николая Кровавого для чего восхваляют белогвардейских генералов и атаманов, воевавших на деньги Антанты с советской властью в годы гражданской войны 1918-1921 г.г.? Да и наверняка никакие там не казаки, а царебожники выступили с инициативой перезахоронения останков черного атамана-беспредельшика. А КАКИЕ АРГУМЕНТЫ НАХОДЯТ ФАРИСЕИ В ОПРАВДАНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЭТОГО АТАМАНА то?!! Такие ж аргументы они находят в оправдание преступлений сталинского режима. Такие ж аргументы будут найдены в оправдание преступлений нынешнего режима - будьте уверены, гаспада-таварисчи

Комментариев нет:

Отправить комментарий