Смерть в ожидании денег: протесты из-за невыплаты зарплат на Ямале принимают массовый характер
Голодовка, забастовка и еще одна забастовка: на Ямале начались массовые протесты вахтовых рабочих из-за невыплаты заработной платы — люди отказываются покидать объекты, пока с ними не рассчитаются. С приближением зимы жить в «балках» становится все холоднее — один человек уже умер от пневмонии. В числе неплательщиков, в основном, предприятия холдинга «Проминдустрия» — одного из крупнейших подрядчиков нефтегазовых компаний. Компания задолжала тысячам вахтовиков, долги по зарплате накопились с 2015 года
До сих пор голодовки и забастовки на Ямале были регулярными, но единичными — в среднем одна в месяц. Сейчас ситуация изменилась: 15 ноября более 20 вахтовиков предупредили руководство одной из компаний холдинга о забастовке в Надыме, с 12 ноября 46 рабочих остановили работу в Новом порту, а сегодня к ним присоединилось еще 18. Сегодня на Еты-Пуровском месторождении ждут представителей прокуратуры — со 2 ноября здесь голодают около 60 человек.«Вы ничего не получите»
За год люди поняли, что единственный эффективный метод получить свои деньги — бастовать и, если понадобится, голодать, не покидая месторождения. Обращения в прокуратуру и суд результата не приносят. Прокуратура принимает заявления, суды — иски, но долги по зарплате выплачивают единицам — в основном тем, кто может приехать в питерский офис компании.С мая по июль 2016 года Баязит Рахимов работал в «Проминдустрии» монтажником технологических трубопроводов на Новопортовском месторождении, одном из знаковых проектов «Газпрома». Из заработанных за это время 160 тысяч он не получил ни рубля: «Все эти деньги — „белая" зарплата. Уволились — потому что видели, что там никому не платят. Денег и нам не перечислили. На звонки питерские телефоны не отвечают, а если попадешь в бухгалтерию, говорят прямым текстом: вы ничего не получите».
Рахимов и товарищи по несчастью написали заявление в прокуратуры Санкт-Петербурга и Тарко-Сале. «Вам все выплатили», — пришли ответы.
«Все куплено! И в трудовой инспекции сказали, что ничем помочь не могут. Остается только суд, — рассказывает Баязит. — Но нам сказали, что подавать иск нужно в Питере, потому что все равно перенаправят туда, и это затянет дело».
Таких, как Баязит, в одной только группе «Обманутые ЗАО ПГ Проминдустрия» «Вконтакте» почти 800 человек. Проблемы с выплатами зарплаты, начавшиеся еще в прошлом году, представители «Проминдустрии» объясняют санкциями за присоединение Крыма к России и проблемами с «Новатэком».
«До 2015 года у нас не было никаких проблем, пока "Новатэк" и его дочки не "кинули" нас на 1 млрд рублей. Сэкономили на издержках, — рассказал Открытой России пресс-секретарь холдинга Алексей Лебедев. — Заключили договор, а потом через второстепенных лиц предлагали на стройках взять допобъемы. Наши брали под честное слово, а их потом отказались оплачивать. Примерно как с "серой" зарплатой — в договоре только основная сумма, без "допов". Ну и "крымнаш" сказался».
Смерть в ожидании зарплаты
На Еты-Пуровском месторождении частичные долги по зарплате накоплены с мая — предыдущие удалось погасить с помощью апрельской голодовки. С сентября деньги, по словам голодающих, перестали выплачивать вовсе.Строительный объект — компрессорная станция — сдан, но вахтовики отказываются его покидать. В компании обещают выплатить деньги через месяц, объясняет Алексей Лебедев. Рабочие обещаниям не верят, но жить на месторождении становится все опаснее.
«Сидим в балках (вахтовые вагончики — Открытая Россия), здесь холодно. Медперсонала нет, все поувольнялись. Несколько дней назад умер человек, как говорят, от пневмонии. Медицинскую помощь оказать было просто некому. С каждым днем все больше людей рассчитываются и увольняются», — рассказывает Василий Гвоздев, вахтовик ООО «ПурГазСтрой», компании из холдинга «Проминдустрия».
Умерший не работал в «Проминдустрии» и не участвовал в голодовке, уточняет Лебедев. Он просто ждал зарплату.
Заказчик объекта, одна из «дочек» Газпромнефти, официально заявил, что за компрессорную станцию с подрядчиком рассчитались полностью. «Кассовый разрыв» возник «из-за специфики деятельности строительной компании», комментируют это в «Проминдустрии»
Зарплату на Еты-Пуровском месторождении ждут около 500 человек. Они обратились и в трудовую инспекцию и, на всякий случай, в «Общероссийский народный фронт». Прокуратура обещала приехать сама — сегодня.
«Они же головой не думают»
В Новом Порту и Надыме рабочие тоже периодически бастуют. «Их (забастовки — Открытая Россия) учиняют безответственные люди накануне выплаты заработной платы, — рассказывает Алексей Лебедев. — Специалистов в этом обычно участвует немного, главная движущая сила — малоквалифицированные сотрудники».Забастовщики Нового Порта требуют денег за октябрь и ноябрь. «Люди хотят забрать все долги», — уточняет Лебедев. В основном это с сентября, но кому-то должны больше, чем за год. «Самое приемлемое для нас — получить отработанное и уволиться», — уточняет Иван Сергеев, один из забастовщиков Нового Порта (имя изменено — Открытая Россия).
Нарушение закона люди без денег.Новопортовское месторождение.Проминдустрия 14.11.2016
https://youtu.be/n5g3mvFOWmM
Забастовщики сообщили Открытой России, что накануне с ними встречался руководитель проекта Евгений Носов. Он предложил согласиться на рассрочку выплаты долга на три месяца под гарантийные письма, с которыми, в случае невыполнения гарантии, можно идти в суд. «По громкой связи поговорили с бухгалтерией, они сказали, что у нас нет других вариантов ни через прокуратуру, ни через кого ничего не добьемся», — рассказывают участники протеста.
Называть свои действия забастовкой они не хотят — само слово их пугает: «Мы действуем строго в рамках закона, никуда не ходим, просто хотим получить заработанные деньги».
Людей усиленно пугают «черным списком Газпрома» (попавший в список никогда не получит работы в компании), сокращением заработков, выплатой денег в последнюю очередь и штрафами. Звучала также угроза, что за проживание и питание с них будет взыскано 900 рублей за каждый день, который они не работают, хотя договор обязывает работодателя обеспечивать нужды работников.
«Нет валенок, люди замерзают в демисезонной обуви, болеют. На прошлой неделе одного увезли с воспалением легких. Уволились медработники "Проминдустрии", а к газпромовским медикам нельзя же постоянно ходить», — перечисляют работники компании.
«В случае с последней забастовкой в Новом Порту хочется применить ненормативную лексику, — возмущается Алексей Лебедев. — 15 ноября мы должны были сдавать заказчику факельную вышку, но с 12 ноября они не вышли на работу. В результате мы сорвали срок, а значит, не будет денег и зарплаты. Они же головой не думают, им нужно уехать с вахты и прямо сейчас деньги получить». Свои упреки пресс-секретарь «Проминдустрии» высказывал рабочим почти напрямую — в группе «ВКонтакте». Рабочие с ними не согласились.
«Факел готов на 90%, но к нему ещё трубу надо, а для неё эстакаду... А на это нужно месяц, как минимум, — уточняет Иванов. — Эстакаду и трубу тоже делает "Проминдустрия"».
С такой оценкой степени готовности объекта согласен Юрий — один из тех самых немногих инженерно-технических специалистов, которые поддержали остановку работы. Немногочисленность ИТР-участников он объясняет просто — они боятся попасть в те самые «черные списки».
«Тянут, чтобы вывести активы»
В общей сложности зарплаты, обещанной до 18 ноября, в Новом порту ждут около 400 человек. Все они отправили заявления в ямальскую прокуратуру. После 18 ноября к забастовке готовы присоединиться еще 200 работников.Кроме того, предупреждение о забастовке в Надыме сегодня передали около двадцати человек. Бумагу получило руководство одной из «дочек» «Проминдустрии», треста «Севзапспецстроймонтаж». «Мне должны 250 тысяч, у кого-то долги больше 350 тысяч... Предупредили их за десять дней», — рассказал Открытой России Денис Романов.
«Компания отреагировала мгновенно — сегодня же с Надымской ЦПС начали вывозить всех вахтовых рабочих, и отработавших вахту, и недавно приехавших, — рассказывает Романов. — Какова причина — людям не объясняют».
Среди работников треста ходят слухи о его банкротстве, и что тогда будет с долгами по зарплате — никто не знает. Лебедев слухи не подтверждает — исков о признании треста банкротом никто не подавал, сама компания банкротом себя «пока не объявляла».
«Да они просто тянут, чтобы вывести активы перед банкротством, тогда взять с них будет нечего», — уверены собеседники Открытой России среди вахтовиков.
https://openrussia.org/post/view/19818/?utm_source=%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8+%D0%9E%D1%82%D0%BA%D1%80%D1%8B%D1%82%D0%BE%D0%B9+%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8&utm_campaign=5e57326853-12-11-weekly&utm_medium=email&utm_term=0_1e427dd26b-5e57326853-125804341
Комментариев нет:
Отправить комментарий