Путь Ассы-Ямашта-Лемеза-Катав имеет длинную историю. Основав свой 1-й железоделательный
завод в Катав-Ивановске, Иван Борисович Твердышев вскоре запустил тут и уже знакомое ему
производство меди. П.П.Бажов описывает, что в древности для большего выхода меди из бедных
руд применялась соль. «Горькая» соль Ассов оказалась наиболее подходящей для добавки в
шихту. Часть катаев, живших на берегах р.Катав переселили в Ассы. Вываренную соль на
лошадях везли в Катав по долине Туза с переходом в долину Тюльмы к устью Ямашты. Далее она
по долине р.Саля шла долинами Лемезы и Нилы в Катав. Одновременно для Ассинцев это был
путь к их малой Родине. Горный завод в Инзере начал строился исключительно благодаря Пути
Катав-Ямашта-Ассы. Передовое по тем временам металлургическое оборудование везли в Инзер
из Усть-Катава, куда в 1889г пришла ж/д Уфа-Златоуст. После 1892г в обратном направлении
везли чугун, чтобы он не лежал мёртвым капиталом от одного весеннего сплава до другого. В 80-х
годах XIX века, в связи с строительством ж/д Уфа-Златоуст, а затем и «исторического» Транссиба,
в Катаве возникли производство бессемеровской стали, рельсопрокатное и металлопрокатное
производство и были установлены мощные паровые машины. Чугун Инзера частью отгргружали в
Усть-Катаве на ж/д, частью, после передела в бессемеровскую сталь в Катаве, превращали в
рельсы и металлопрокат. В 1904г в Катав пришла из ст.Вязовая широкая ж/д колея, что упростило,
как вывоз готовых рельс и металлопроката, так и части чугуна Инзерского завода. Экономический
Кризис остановил металлургию Катава и с 1908г весь чугун Инзера шёл на передел в Катаве без
дополнительных отгрузок на ж/д. В тот период окончательно сложилась дорога Инзер-Хасаново-
Сафаргулово-Манышта-устье Ямашты-Лемеза-Катав. Летом 1919г от Зуяково по долине Инзера и
через Ассы-Ямашту-Лемезу отступала Волжская кавалерийская бригада белого генерала Каппеля.
В советские годы в Ямаште был участок Инзерского ЛПХ. В несплавной период по дороге
Ямашта-Н.Тюльма, где были печи углежжения, везли лес. Готовый уголь по дороге Н.Тюльма-
Манышта-Хасаново везли в Инзер, где его перегружали на узкоколейку и вместе с инзерским
везли в Белорецк. Путь Ассы-Ямашта-Инзер тогда был единственной связью Ассов с Белорецком.
Позже от Искушты через Лемезу шла лесовозная магистраль Мулдакаевского ЛПХ, чей нижний
склад и ремонтная база были в Катаве. Путь Ассы-Ямашта-Манышта-Инзер сыграл важную роль
при стройке ж/д Карламан-Инзер-Белорецк. До сдачи автотрассы Белорецк-Инзер-Булгаково это
был прямой путь для Инзерского ЛПХ в Уфу и Сулею, где была рембаза капитального ремонта
лесовозов и другой лесозаготовительной техники «Башлеспрома». После ликвидации Белорецкой
узкоколейки:- Белорецк-Тирлян-Катав это была прямая автосвязь многих белоречан с их родными
и близкими в Катаве. Проект дороги Ассы-Катав в разных вариантах уже в наши дни возникал
неоднократно, но каждый раз тонул в болоте бюрократии. Вокруг Катава города Усть-Катав,
Юрюзань, Трёхгорный, Бакал и Сатка с населением до 200 тыс.человек. Тут рядом ж/д ст.Вязовая
и Кропачёво, (где останавливаются все пассажирские дальнего следования), и Федеральная М-5
«Урал». Дорога Ассы-Катав способна значительно увеличить приток в Ассы больных и
отдыхающих. Пандемия короновируса вынудила вспомнить о развитии внутреннего туризма. В
случае прямой автосвязи с Катавом Ассы способны стать центром регионального туризма. От
Ассов удобные выходы к Искуште, где начинаются многие весенние сплавы по Лемезе и летние
маршруты к водопаду Атыш. Б.Инзер безопасен для летнего сплава семей в рамках «отдыха
выходного дня». В зоне дороги Катав-Ассы гора Весёлая, (1153м н.у.м.). Это ниже чем
разрекламированная Иремель, но зато первая Красивее, веселее и безопаснее своей хмурой
старшей сестры. Ассы значительно ближе к Уфе, чем Мраткино, Абзаково, или Банное. И
экологически зримо чище,-не зря именно здесь имел личные апартаменты М.Г.Рахимов.
Свердловская киностудия большинство своих натурных съёмок к фильмам о Алтае и Сибири
вела в Белорецком районе. Причины до банальности просты: ближе, нет комаров и гнуса, много
мягче климат, особенно зимой. Фильм «Сестрёнка», по-большому, снимался в Инзере и его
живописных окрестностях. Дорога Ассы-Катав может превратить Ассы в базу натурных съёмок не
только Уфимской и Свердловской киностудий, но и такого «гранда», как «Мосфильм».
Кандидатам в депутаты Райсовета МР «Белорецкий район» хочется сделать депутатский наказ, -
сделать все возможное, (и невозможное !!!) для возрождения автодороги Ассы-Ямашта-Катав
.
Житель с. Инзер В.А. Миткалев
Комментариев нет:
Отправить комментарий