воскресенье, 27 октября 2019 г.

К 90-летию окончательной редакции и 30-летию отдельной публикации "Собачьего сердца"

Михаил Афанасьевич Булгаков (18 мая 1891 г. - 10 марта 1940) г. - член Союза советских писателей в январе-марте 1925 г написал повесть «Собачье сердце». 7 марта 1925 года автор впервые читал повесть на литературном собрании "Никитинских субботников". На этом чтении присутствовал агент ОГПУ. Писатели члены партии крайне враждебно отнеслись к повести. В 1926 году ОГПУ провело у писателя обыск, в результате которого были изъяты рукопись повести и личный дневник. Спустя несколько лет дневник был ему возвращён, после чего сожжён самим Булгаковым. Дневник дошёл до наших дней благодаря копии, снятой на Лубянке. А рукопись чекисты велели переработать.  Дата переработанного варианта ,- 1929 г,  Значит,  в 2019 г повести исполнилось ровно 90 лет. Повесть «Собачье сердце» , имеющая подзаголовок "Чудовищная история", не публиковалась при жизни писателя. Она была издана в журнале "Знамя" (N 6) лишь в 1987 г.. Годом отдельной полноценной публикации является 1989 г, (Л.Яновская,-двухтомник «Избранные произведения М. Булгакова»). В СССР фильм Бортко «Собачье сердце» вышел на экраны на год раньше, в 1988 году                                                      Гениальное произведение заставляло задумываться над многими историческими явлениями, которые происходили в СССР. . Шариков по своей собачьей похоти пристававший к даме, получив отказ, покусал её. В Москве опричники «высокопоставленного руководителя» рыскали по улицам столицы, выискивая красивых женщин и девушек. Те, кто отказывал собачьей похоти «начальника», оказывался в тюрьмах, или лагерях. Очевидно из-за своей актуальности повесть в СССР была запрещена на долго. Актуальна повесть «Собачье сердце» и в наши времена. Ведь только тварь с человеческим обличьем, но «собачьим сердцем» могла в своём изуверстве и даунизме додуматься до «пенсионной реформы», лишившей пенсии население Урала, Сибири, Крайнего Севера, Дальнего Востока и даже Центральной России, (благословенные Крым, Краснодарский Край, Северный Кавказ не в счёт!!!). При этом взахлёб лая, что благодаря их «гениальному» руководству продолжительность жизни в России «страшно выросла»!!??. О каком росте продолжительности жизни может идти речь, когда из-за «ёптимизации»-«ёпутизации» медицину и здравоохранение в России по собачьи выгрызли!? Удивительно, но многие нынешние «шариковы» всех мастей и рангов, кроме даунского ума ещё и имеют собачий прикус зубов. Видно, Мать-Природа постаралась, ради простоты обратного их  возврата в собачачье обличье. В. Миткалев МОЕ ПЕРСОНАЛЬНОЕ МНЕНИЕ Как видим, наш публикатор, выдающийся краевед Белорецкого района и с. Инзер В.А. Миткалев полагает, что основным объектом критики у М.А. Булгакова в повести "Собачье сердце" является Полигра?ф Полигра?фович Ша?риков —  начальник подотдела очистки Москвы от бродячих животных. «Рождению» героя предшествовала операция, проведённая профессором Филиппом Филипповичем Преображенским, который пересадил гипофиз убитого в драке рецидивиста Клима Чугункина псу Шарику. И это не удивительно.  Имя Шариковы СССР и России после публикации «Собачьего сердца» стало нарицательным; понятие «шариковщина» вошло в повседневный обиход как символ крайней безнравственности. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84_%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87_%D0%A8%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2 Мне представляется, что такой распространенный бытовой взгляд, имея право на существование, все же ссуживает историческое значение этого гениального произведения М.А. Булгакова и значительно "обмирщает" гений самого писателя. На самом деле, острие  критики повести направлено на социально-экономические эксперименты, которые стало проводить руководство партии и правительства СССР после смерти В. Ленина. Безусловно, как член Союза писателей СССР, М.А. Булгаков имел возможность знакомиться с идеями и теориями, которые выдвигали и продвигали, взявшие власть начальники компартии. И я уверен, что прототипом Ф.Ф. Преображенского, основного персонажа повести является однофамилец, - Е.А. Преображенский, - выдвинувшийся в те годы, как видный идеолог партии. Научные и политические взгляды Е. А. Преображенский — автор ряда пропагандистских и политэкономических трудов. В октябре 1919 года Преображенский совместно с Н. И. Бухариным написал книгу «Азбука коммунизма». Книга популярно излагала Программу РКП(б), принятую на VIII съезде партии (1919 г.), печаталась огромными тиражами, была переведена на все основные языки мира и в течение десятилетия играла роль базового учебника коммунистической доктрины для молодых членов коммунистических и рабочих партий и коммунистических союзов молодёжи Советской России и зарубежных стран. Авторы «Азбуки коммунизма» предполагали, что пролетарская власть Советской России планомерно развернёт политику «военного коммунизма» во все отрасли хозяйства, введёт центральное планирование промышленности взамен рыночных механизмов, подтолкнёт коллективизацию в сельском хозяйстве в форме добровольных совхозов, коммун и колхозов, которые начнут на рынке состязаться с личным крестьянским хозяйством. Европейская социалистическая революция сможет протянуть мост между вынужденной в условиях гражданской войны распределительно-уравнительной политикой «военного коммунизма» и развёрнутым построением социалистического общества, основанного на материальном изобили В 1920 году Е. А. Преображенский написал брошюру «Бумажные деньги в эпоху пролетарской диктатуры», в которой исследовал проблему денег и денежного обращения в переходную эпоху диктатуры пролетариата. В этой брошюре Преображенский выдвинул тезис о планомерном упразднении рынка и денег и плавном переходе к коммунистическому (натуральному) распределению. В 1926 году Е. А. Преображенский написал книгу «Новая экономика», в которой развернул свой анализ советского хозяйства, описывая, как в нём совмещаются элементы социалистического планового производства со стихийными рыночными силами. Обосновывал концепцию «двух регуляторов» хозяйства СССР: рыночному закону ценности противопоставлял закон «первоначального социалистического накопления», то есть «эксплуатации досоциалистических форм хозяйства» ради обеспечения накоплений для индустриализации. Практическим следствием этого закона рассматривал усиленное налогообложение зажиточных крестьян, «ножницы цен» (завышенные — на товары огосударствленной промышленности, заниженные — на продукцию крестьянских хозяйств), бумажно-денежную экспансию. Как перспективный результат — вытеснение государственным регулированием рыночных начал. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9,_%D0%95%D0%B2%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87 М.А. Булгаков, будучи гением, конечно понимал последствия социальных экспрериментов, которые предлагали и продвигали такие деятели, как Преображенский Е.А. ПРОФЕССОР ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ  Ф.Ф  - ПРООБРАЗ  ПРОТОФАШИСТА и ИДЕОЛОГА СОЦИАЛЬНОГО ДАРВИНИЗМА В этой связи любопытно прочтение повести "Собачье сердце" ее первым экранизатором, итальянцем Альберто Латтудой. Альберто Латтуада поставил итальяно-немецкую картину «Собачье сердце» (итал. «Cuore di cane», нем. «Warum bellt Herr Bobikow?» — «Почему лает господин Бобиков?») в 1976 году. https://youtu.be/BKmK6eVCA_E Италия в 1970-е была вообще в числе лидеров по экранизации произведений Булгакова, открыв его западному миру.В 1972 году ими была снята картина « Мастер и Маргарита» (Il Maestro e Margherita), в 1976-м – упомянутое «Собачье сердце», в 1977 году – «Роковые яйца» (Le uova fatali). Режиссёр Альберто Латтуада к моменту начала съёмок «Собачьего сердца» был 62-летним классиком итальянского неореализма. В молодости он был приверженцем левого крыла фашистской партии, после окончания Второй мировой начал постепенно приходить к марксизму, став к началу 1970-х умеренным новым левым. Именно поэтому, как объяснял сам режиссёр, ему так важно было снять это произведение Булгакова, так как в нём он увидел становление европейского фашизма. К слову, это был уже четвёртый фильм Латтуада по российской классике: в 1952 году он снял «Шинель», в 1958-м «Бурю» — по «Капитанской дочке», в 1962 году – «Степь». У Латтуада профессор Преображенский не только протофашист, но и злой гений и беспринципный тип. Последняя оценка базировалась на том, что в советском фильме Бортко упускалось: профессор коррупционер – он пытается дать взятку Швондеру, решает свои личные дела с помощью сильных мира сего (блата). Это ещё и до крайней степени гедонист и алчный человек: мало того, что он помешан на деньгах, он ещё носит платиновые коронки и ест чёрную икру ложками в присутствии прислуги – показывая тем самым социальную пропасть между собой и ними. У профессора Преображенского в итальянском фильме руки в прямом смысле в крови. На этом специально акцентировано внимание, крупный план окровавленных перчаток показан долго и натуралистично. Кроме одержимости евгеническими идеями, режиссёр показывает историю, как забаву пресыщенного садиста-одиночки. Также крупный план показывает и социальную нетерпимость профессора – он сжигает в печке неугодные книги (переписку Энгельса с Каутским). Несколькими годами позже то же самое будут делать немецкие нацисты. Шариков же показан как благородный дикарь (даже внешне – в отличие от советского узколобого, обезьяноподобного Шарикова). Его поступки часто дикие, но всегда беззлобны, естественны. Все его реальные беды от того, что он живёт среди злобной, извращенческой буржуазии, и перенимает её гнилые предрассудки вопреки воспитательной работе Швондера. Последний показан фанатичным коммунистом, бессребреником и тоже в чём-то трагической фигурой, зажатой и вышестоящей перерождающейся бюрократией (опекающей Преображенского), и ненавидящей его буржуазией. Важная детеаль – Латтуада отошёл от показа Швондера как карикатурного еврея, каким он нарочито был описан в книге Булгакова. Шариков в фильме Латтуада, будучи по интеллектуальному развитию ещё подростком (а режиссёр неоднократно подчёркивает биологический возраст персонажа – в отличие от советского фильма, где Шариков выглядит лет на 35-40), ищет большой и чистой любви, но никак не находит её. На вечеринке у профессора пролетариат не позволяет ему переспать с юной Наташей (эту эпизодическую роль сыграла известная порнозвезда Чичолина), а попытка начать жить с машинисткой Васнецовой пресекается Преображенским. Причём показано, что профессор сам занимается сексуальной эксплуатацией: в фильме есть сцена, как служанка Зина трёт спину голому Преображенскому в ванной, и всячески намекается на длящиеся уже долгое время между ними сексуальные отношения «с принуждением за счёт положения хозяина». Шариков искренне влюблён в Зину. В фильме Латтуада есть сцена, когда Шариков по-собачьи целует и лижет ноги спящей Зине, не решаясь разбудить её. Но Зина в отношении него сама выступает как хозяйка, копируя отношение к ней настоящего хозяина, Преображенского. Тем не менее, постепенно сердце Зины тает, в ней пробуждается классовое сознание, и она видит в Шарикове не просто человека, а такой же объект эксплуатации, как она сама. Шариков в числе своих ценностей называет триаду «Электричество – Правосудие – Искусство». Постепенно все пролетарии «калабухова дома», кроме Зины это Дарья Петровна и швейцар, начинают симпатизировать Шарикову. Преображенский же остаётся в одиночестве. Его перестаёт понимать даже его верный ученик Борменталь, который в фильме изображён бездарностью и подхалимом. Он подлизывается к профессору из карьерных соображений. В конце концов, чтобы не потерять своё влияние на прислугу и чтобы Шариков его не разоблачил, профессор переделывает его обратно в пса. Профессор проводит операцию именно в тот момент, когда Зина полюбила Шарикова. Фильм заканчивается сценой с плачущей Зиной и собакой, размышляющей «мы ещё посмотрим, кто кого». https://www.liveinternet.ru/users/4231626/post349281091 P,S, У меня нет сомнений, что в нынешней России сторонники "красного" профессора Преображенского Е.А.  намерены продолжать свои изощренные социальные эксперименты на русским народом, о чем свидетельствует пенсионная реформа правительства Д.А. Медведева я у них отберу.jpg Ян РАДИЙ, 27.10.2019 г. г. Белорецк

Комментариев нет:

Отправить комментарий