среда, 4 сентября 2019 г.

Старая дорога в Белоречье. Очерк Истории

Токтамыш осаждает Москву Как главной причиной поражения Руси от Батыя была удельная раздробленность, так и распад Империи Чингисхана на Улусы принёс их взаимное соперничество и вражду, одним из фактов чего была война Тохтамыша и Тимура. Старые торговые пути из Китая в Европу через Среднюю Азию и Персию стали смещаться на север. Один из них пошёл через перевалы Алтая к Иртышу, далее по Иртышу к устью Тобола и по Тоболу к устью Тавды. (здесь речной путь Иртыш-Тобол-нижнее течение Тавды идет с востока на запад. Путь по Тавде и её притоку Лозьве шёл к перевалам Урала и далее к Вишере, на притоке которой Колве стояла торговая Великая Пермь, (Чердынь). Далее путь шёл минуя пепелища Волжской Булгарии и Владимиро-Суздальской Руси по Печоре и Вычегде к Балтике или Северной Европе. Юго-западнее этого пути лежала благодатная Ирбитская лесостепь, привлекательная для кереит и других монгольских племен, ушедших сюда от Чингисхана. Юрт Тайбуги основал названный брат Чингисхана кереит Тайбуга, благодаря чему, (и тому, что главным советником Чингисхана был «Елюй Чуцай-катайский полководец и учёный,-благодаря ему крепости Хорезма пали одна за другой. Когда кереиты, найманы и катаи-табын возгласили в 1220г Юрт Тайбуги, Елюй-Чуцай отсоветовал трогать их, обложив данью по миниму»). Изначально обосновав ставку в устье Ишима, (Кзыл-Тура), ментальные скотоводы постепенно освоили лесостепи Предуралья, Зауралья и Левобережья Тобола. Этому помогли масса озер и стариц Исети, Миасса, Уя и сезонный перелёт птиц. Обь, Иртыш, Тобол и Убаган были меридианом их миграции. (Как на Дальнем Востоке дар природы,-сезонная миграция лосося,-там его запасают так, что кормят им скот, так по Тоболу и Убагану ежегодно шла масса гусей и уток,-одним из грузов Лозьва-Вишер пути была соль, для заготовки рыбы и дичи). Катай-табын, ментально близкие к горнолесью были ядром заселения гор и предгорий Южурала. На берегу Туры возникла, как одна из летних ставок хана, Чинги-Тура, (возле ныне Тюмени). Вместе с освоением новых земель Юрт Тайбуги создал путь по лесостепям и поймам рек, удобных для движения из-за наличия пастбищ, дров и водопоев, от Чинги-Туры до Сарая, т.к. имел связи не только с Чагатайским Улусом Тимура но и с Золотой ордой Тохтамыша. Путь шёл от Чинги-Туры долинами Пышмы, Сысерти, Чусовой-Нязи-Ураима, Кусы, Ая, Юрюзани, Катава, Инзера и Белой. От устья Ашкадара путь шёл по Стерле и Тятеру к верховьям Дёмы и переходил к верховьям Кинели. От Кинели по Самаре путь шёл к Волге. Чинги-Тура рос так, что в 1375г стал столицей Юрта Тайбуги и стал появляться в летописях. Именно по этому пути в Чинги-Туру бежал с семьёй, свитой и остатками мощной охраны Тохтамыш после разгрома от Тимура в 1395г, захватив на время, (с 1400 по 1406г), здесь власть. Этим же путём в 1428г Узбекорда прошла и захватила, Тайбугинюрт, сделав Чинги-Туру столицей. С 1430г Узбекорда билась с Дешт-и-Кипчак, заняла Орду-Базар и в 1446г перенесла туда столицу,-Орду-Базар, что был святыней джучидов. В том же году Узбекорда разбила Хорезм. 18 лет Чинги-Тура был центром ханства и путь Чинги-Тура-Волга, (в земли образованной в 1440г Ногайской Орды), был оживлённым. Этим же путём двигал царь Тюмени Ибак, в 1480 г зарезавший хана Золотой Орды Ахмата, пришедшего на Нижний Дон после «стояния на Угре», чем оказал огромную услугу Руси, провозгласившей в 1480г независимость от Орды. и в 1492г, когда он ходил походом на Сарай и Астрахань. По некоторым данным, Кучум шёл этим путём в 1563г из Ногайорды на Сибирь. Именно ногаи были его «личной гвардией», именно ногаи были основой его наёмного войска. Именно ногаи после 1571г, когда Русь вела Ливонскую войну, в год когда Иван-IV тяжело болел, Кучум с ногайскими отрядами, прошёл через земли, в 1556г присоединённые к Руси. (О присоединении пишет краевед из Зуяково Шайбаков Ринат Гареевич в «Белорецкой Энциклопедии», (2007г) в очерках «Присоединение инзер-катайцев к Русскому государству», «Кулман-бий» и «Кладбище святых»). Сложности Руси и фактическое начало «опричнины» позволили вооружённому отряду пройти по землям подвластным Ивану IV и свергуть Едигера, к тому мигу вассала Руси). Чувствуя вину, Кучум до 1571г исправно платил дань Руси. Но в 1571г войско Крыма, (используя ослабление Руси многолетней Ливонской войной и ещё больше кровавой «опричниной», как инструмента овладения Иваном IV абсолютной властью), разорили и сожгли Москву. Иван IV, «грозный» только со своими верноподданными, бежал вместе с многочисленной личной охраной из Москвы. (Сегодня «новоопричники» ставят трусливому вампиру пямятники!! Но есть противоположный пример, когда администрация Белорецка восстанавливает мемориал В.К.Блюхеру,-Герою Гражданской войны, бывшей фактически войной за Независимость России от интервентов и их «опричников»!!). С 1571г Кучум перестал платить дань Руси, а с 1572г стал систематически делать грабительские набеги по Лозьва-Вишерскому пути на Чердынь. Именно В один из этих набегов, когда основная часть ногайских наёмников, алчно желая лёгкой добычи, ушла на Чердынь, Ермак смог легко разбить личную «ногайскую гвардию» Кучума и взять Кашлык, (Сибирь). П.П.Бажов в своём сказе писал «Широкая, слыш-ко, тропа была словно трахт какой, без канав только». «Целыми утугами на полночь пошли, все с копьями и саблями, как на войну, мало спустя обратно бежали». После смерти Ивана IV Запсибирь, Средурал и Предуралье занял хан Ногайорды Урус и родил ногайскую Ишиморду. Валиди писал,-«Сыну Исмагила, мурзе Урусу удалось установить ногайское господство в Западной Сибири и башкирском улусе до того, как русские добрались до Уфы в 1586г». (Позже по этому пути, по указам Берг-Коллегии, фактически бывший частью Военной Коллегии, как форпосты освоения края, встали горные заводы: Сысертский, Полевской, Нязепетровский, Кусинский, Саткинский, Юрюзанский, Катав-Ивановский, Архангельский и Богоявленский). В эти года через Белоречье по «старой дороге» шла административная связь Кусинского, Златоустовского, Саткинского, Юрюзанского, Катав-Ивановского заводов через Архангельский и Богоявленский заводы, (но через Воскресенский завод!!), с центром Губернии Оренбургом. В годы Пугачёвского бунта, пользуясь менее водными бродами Белой выше устья Сима, через Архангельск на Сатку и Златоуст ходили за вооружением эмиссары Чики Зарубина, стоявшего лагерем у Чесноковки, (возле ныне аэропорта Уфы). В годы строительства Инзерзавода был путь Катав-Ивановск-Лемеза-Манышта-Инзер, а затем от Инзера сделали путь Инзер-Архангельский, проходившие частично по «старой дороге». До 1917г вдоль «старой дороги» построили ж/д Нязепетровск-Куса-Бердяуш-Сатка-Бакал и ж/д Вязовая-Юрюзань-Катав-Ивановск. В годы Гражданской войны по «старой дороге» Волжская кавалерийская бригада генерала Каппеля в июне 1919г отступила от Архангельского к перекрестку «старой дороги» с дорогой Инзер-Лемеза-Анновка-Серпиевка-Кропачёво. В 1978г сдали ж/д Белорецк-Инзер-Карламан, на участке Бриштамак-Зуяково-Габдюково совпавшей со «старой дорогой». Позже сдали автотрассу Белорецк-Инзер-Архангельский Булгаково, на отрезке хр.Зильмердак-Архангельский совпавшей с «старой дорогой». В советские годы был Мулдакаевский ЛПХ, имевший нижний склад в Катав-Ивановске, а лесосырьевую базу в основном в БАССР. От Искушты через Лемезу вдоль «старой дороги» была лесовозная магистраль к Катав-Ивановску. Жители Искушты и Мулдакаево легко добирались до Катав-Ивановска, тогда как дороги до Ассов и Инзера, тем более до Белорецка, практически не было. После получения суверенитета, МулдакайЛПХ ликвидировали, а дорогу Искушта-Лемеза-Катав-Ивановск забросили. После сдачи санатория в Ассах спохватились и построили дорогу Инзер-Ассы-Искушта. Далее, для привлечения больных и отдыхающих из Златоуста, Сатки, Бакала, Юрюзани, Трёхгорного, Катав-Ивановска и Усть Катава, решили возродить автосвязь Ассы-Катав, но не напрямую по «старой дороге», а через Мулдакаево-Бедярыш. Это мистика, но «обойдённая вниманием» «старая дорога» стала «мстить». От Мулдакаево до Бедярыша начались нелады то с одним, то с другим, и, в конце концов, так нужную для санатория и всего Белоречья стройку дороги Мулдакаево-Бедярыш-Лемеза забросили. Возврата же к «старой дороге» не допускает косность чиновников и корысть подрядчиков, для которых стройка более длинной и гораздо сложной дороги «с нуля», выгоднее возрождения былого. Кроме того, для этнического единства инзер-катаев нужна реанимация «старой дороги» на участке от Бриштамака до Зуяково, (от ост.п.96км, до ст.Зуяково-83км. (По данным Р.Г.Шайбакова,-Кулман-Бий, ездивший к ИвануIV c просьбой о подданстве в 1556г, похоронен на «кладбище святых», что в 6 км от устья Зуячки. Из этого явно, что Зуяково, тем более на «старой дороге», никак не моложе 1556г и является самым старым н/п Белоречья,-памятник истории! Именно в Зуяково должен быть историко-этнический музей, максимально доступный отдыхающим санатория «Ассы»). Это дополнительные возможности сплавов по р.Инзер в рамках «отдыха выходного дня» для уфимцев и посещение водопада Атыш отдыхающими санатория «Ассы». Природа вдоль течения Инзера живописна, особенно на отрезке между торцами хребтов Зильмердак и Бирьян. Фото: Впереди Зильмардак Данный участок красочно описан во многих туристических зарисовках в «Интернете». Сотовая связь от Бриштамака до Зуяково, ж/д и возможная автодорога сделают «маршрут выходного дня» доступным и безопасным. Трасса «старой дороги» в этой части Белоречья ещё способна послужить на благо людям. Автор: житель Инзера В. Миткалев

Комментариев нет:

Отправить комментарий