суббота, 29 июня 2019 г.
Дарья Ивановна ПАШКОВА - организатор горнозаводского дела на Южном Урале. Роль дорог.
Симбирские купцы Иван Борисович Твéрдышев и муж его сестры Татьяны – Иван Семенович Мясников – в 1750–1770-х гг. основали крупнейший южно-уральский металлургический комплекс, включавший, по разным сведениям, до 15 медеплавильных, «чугуноделательных и железоделательных» заводов.
Белорецкий завод при жизни И.Б. Твердышева
Территория промышленной империи Твердышевых-Мясниковых
В 1758 г. за большие заслуги перед Российским государством императрица Елизавета Петровна пожаловала компаньонам звание потомственных дворян. Они получили даже право именоваться «директорами своих заводов».
Пугачевское восстание 1773–1775 гг. разрушило практически все заводы на Южном Урале. В разгар восстания, в 1773 г., скончался глава компании И.Б. Твéрдышев. Однако уже к началу 1777 г. И.С. Мясникову удалось восстановить около 11 заводов.
Твердышев по мужской линии не оставил потомства, а вот И.С.Мясников (умер в 1780 или 1783 г.) с супругой имел четырех дочерей: Ирину, Дарью, Аграфену и Екатерину. Они и стали единственными законными наследницами огромного состояния Твердышевых и Мясниковых.
Но сегодня мы будем говорить только о Дарье Ивановне Пашковой (Мясниковой)
Дата рождения: 1735
Смерть: 1808 (73)
Ближайшие родственники:
Дочь Ивана Семеновича Мясникова и Татьяны Борисовны (Твердышевой) Мясниковой
https://www.geni.com/people/%D0%94%D0%B0%D1%80%D1%8C%D1%8F-%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0-%D0%9F%D0%B0%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0/6000000006802444520
Дарья Ивановна Мясникова (по замужеству - ПАШКОВА) была умной и образованной женщиной, и знала роль дорог в экономике горных заводов. В Белорецке металл лежал «мёртвым капиталом» от одного весеннего сплава до другого. Уже в свой 1-й приезд в Белорецк Д.И.Пашкова предложила Демидовым,-хозяевам Каги, Узяна и Авзянов строить конно-железную дорогу от Белорецка вниз по Белой до устья Авзяна. Там она предлагала строить общую гавань для стройки барок, и откуда предлагала отправлять барки не только весной, но и за счёт согласованного сброса вод заводских прудов, летом. (По старым, ещё Твердышевским порядкам в Белорецком заводе и Тирлянском лесопильном заводе летом массу рабочих отпускали на покос и уборку урожая, а домны и молота ставили на ремонт. В тот момент сброс вод прудов Белорецка и Тирляна был возможен без потери выпуска продукции. Демидовы отпуск рабочих на покос и уборку не практиковали. Главное, они видели в Пашковой конкурента и , в ущерб себе, отказались Оставался лишь вывоз гужом металла к устью Сима, откуда Белая была судоходна для парусников и подсобных бурлаков, (или лошадей) даже в межень. Попытки её сестры, Екатерины, (замужем за Григорием Васильевичем Козицким), наследницы Архангельского завода, единолично строить речной порт на Белой оказались тщетны. Другая её сестра,-Ирина, (замужем за придворным Царицы, Петром Афанасьевичем Бекетовым), наследница Симских заводов, сплавляя металл по Симу весной, летом везла его гужом к устью Уфимки, где судоходство по Белой было лучше, а дорога короче, чем до устья Сима.
В тот момент в Белоречье существовали отрезки военно-стратегических путей.
1. Путь Табынская крепость-Богоявленский-Авзянский-Кананикольский, Преображенский, Зилаир)- заводы-Оренбургская крепость, (Орск).
2. В Авзяне от этой «военной магистрали» через Кагу ответвлялись дороги Хамитово-Аскарово-Магнитная крепость и Узян-Серменево-Ломовка-Верхуральская крепость.
3. Мимо Берёзовки, (Тирлян) шла «военная дорога» Верхуральская крепость-Сатка-Вх.Киги-Красноуфимская и Кунгурская крепости.
Путями местного значения были дороги Белорецк-Тирлян и Белорецк-Абзак-Магнитная крепость. Кроме того, после сдачи в 1756г Нижнего Авзяна и Вознесенского, (Иргизлы), заводов от Нижнего Авзяна до Вознесенского завода возникла дорога, бывшая необходимой для согласованного сброса вод заводских прудов при весеннем сплаве готовой продукции.
Особое место на обочине Белоречья занимала «старая дорога», описанная П.П.Бажовым с времён Ермака и Кучума,-«..широкая слыш-ко тропа была, словно трахт какой. Без канав только». По этой дороге шла связь Ногайской Орды и Сибирского Царства. Позже на этом пути встали Полевской, Нязепетровский, (Ураимский), Кусинский, Саткинский, Бакальские железорудные прииски, Юрюзанский, Катав-Ивановский, Архангельский, Богоявленский горные заводы. (От устья Ашкадара «старая дорога» шла по нему прямо в Ногайскую Орду). Этот путь с 1743 по 1865 гг через Верхоторский и Восвкресенский заводы был коротким административным путём заводов Южного Урала с Центром края,-Оребургом. Этим же путем шла медь южно-уральских заводов на Екатеринбергские Монетный и Пушечный Дворы. Именно возле выхода «старой дороги» в долину р,Инзер Иван Борисович Твердышев планировал завод, по крайней мере, молотовый, аналогичный Симскому и в 1761г, ещё до стройки Белорецка, выкупил часть долины Инзера от устья Бирмиша до устья Бриша. П.П.Бажов описывает, как из бедных медных руд в Полевском с помощью соли плавили медь. В долине р.Туз были выходы соли и планируя открыть в Катав-Ивановске медное произволство, он переселил сюда из Катав-Ивановска местных катаев. Тогда власть в Петербурге постоянно менялась. Евдоким Демидов, в 1760г купивший Авзяны, намучавшись с постоянными поджогами и саботажем в Авзянах, в 1761г взял в аренду земли по Малому Инзеру от Татлов до Хасаново, планируя на базе багарыштинских железных руд строить горный завод. Одновременно Е.Демидов, пользуясь случаем, начал тяжбы с Твердышевым за руды г.Атач. В итоге Твердышев вместо завода на Инзере стал строить Белорецк, а Е.Демидов, получив часть г,Атач, вместо завода на Инзере, на пути Атач-Авзян построил Кагинский завод.
Во времена Д.И.Пашковой от Белорецка прямых дорог к устью Сима практически не было. Берг-коллегия была филиалом Военной,-все заводы и дороги к ним строились на «оборонных» направлениях. Д.Пашкова задумав строить дорогу Серменево-Ишля-Инзер-Архангельский, решила на этой трассе строить Инзерский завод. Оба Инзера были достаточно полноводны для стройки заводского пруда. Межгорная котловина, пригодная для сельского хозяйства, тянулась вниз от их слияния до самого устья Тюльмы. (От порядков обеспечения своих рабочих землёй для подсобных хозяйств, установленных И.Твердышевым, Д.Пашкова не отказалась). Дорога по долине Инзера проходила мимо Ассов и в устье Бриша стыковалась со «старой дорогой», шедшей в сторону Архангельского. Две сестры, теперь уже совместно, надеялись в устье Сима построить речной порт и склады готовой продукции, выпущенной зимой. Дорога по льду Инзера до устья Сима была проезжей с декабря по март. Выкупив земли деревни Хасанов од,Пашкова переселила её население за пределы своих владений,- в Ново-Хасаново. Начали разрубать и раскорчёвывать дорогу Серменево-Кудашманово-Инзер. (значительно позже вдоль этого пути возникла линия телефона Белорецк-Серменево-Кудашманово-Ишля Тукан-Инзер-Архангельский).Пользуясь покровительством Екатерины Великой и тем, что заводы под её руководством давали миллионные прибыли, Д.Пашкова сумела добиться, чтобы т.н. «тракт Екатерины» начался в Симбирске, родине Твердышевых и Мясниковых. При Екатерине он дошёл до Бугульмы и Бавлов. Д.Пашкова хотела
добиться, чтобы далее он шёл к Чишмам-Дёме-устью Уфимки, (Ирина Ивановна Бекетова была всё-таки сестрой!), далее к устью Сима и через Инзер на Серменево-Белорецк. («Всё новое,-это сильно забытое старое». В 1911-14гг строили ж/д Симбирск-Бугульма-Чишмы, окончательно запушенной в 1916г сдачей Императорского моста через Волгу. В 1934г был построен ж/д участок Дёма-Карламан. В 1979г сдали ж/д Белорецк-Инзер-Карламан. В 1994 г, (25 ЛЕТ НАЗАД!!), сдали автотрассу Белорецк-Инзер-Карламан-Булгаково. Идеи Дарьи Ивановны Пашковой претворились в жизнь почти через 200 лет). А тогда, после смерти Екатерины Великой в 1796г, для Д.Пашковой началась опала.Взбалмошный и недалёкий Павел I изменил направление «тракта Екатерины» на уездные города Оренбургской губернии Белебей и Стерлитамак. К следующим уездным городам Оренбуржья Верхуральску и Троицку Павел тупо повелел строить через хребты Алатау, Калу и Юрматау на Авзян и Ломовку. Путь был крайне дорог при стройке и авариен при последующей эксплуатации, но возражений Павел I высокомерно не принимал. (Но «ломоносовы» и «суворовы» были даже мрачные времена «биронов» и «кутайсовых») Материалы, (крайне любезно и щедро предоставленные Заведующей истории края Национального музея Республики Башкортостан Верой Николаевной Макаровой,) архивов газеты «Оренбургские губернские ведомости» разрешают многие загадки имеющихся собственных материалов и подтверждают многие догадки, сделанные на уровне наития. Архивы «Оренбургских ведомостей» рассказывают, что вопреки Павлу I, умные люди добились, (одновременно с изысканиями трассы «тракта Екатерины»), изысканий «Инзерского тракта», как более короткого и более дешёвого.(История подтвердила их ум и правоту!). А тогда братья Демидовы при поддержке всего могучего клана Демидовых, (чаще враждующего меж собой, а тут объединившегося и даже вложившего некоторую сумму на строительство дороги Стерлитамак-Авзян), продавили «авзянский вариант «тракта Екатерины» и одновременно, вновь подняли вопрос о увеличении своих квот на добычу железной руды на горе Атач. В этих условиях не намного менее могучие и не менее богатые сестры Мясниковы, были вынуждены уступить. Дарья Ивановна Пашкова отказалась строить Инзерский завод в пользу стройки Тирлянского завода, как единого комплекса с Белорецким и успешно сдала его в 1803 г.
Изыскания трассы «Инзертракта» пригодились после 1876 г, когда Белорецкий завод купило «Вогау и К». К 1880г, после сдачи в 1879 г Луневкой ветки, «островная» Уральская горно-заводская ж/д показала все свои преимущества. По сути, она была глубокой модернизацией «весеннего» сплава готовой продукции. Теперь готовая продукция горных заводов могла круглый год доставляться в речной порт Перми, а каменный уголь Луневских копей идти на все притрассовые заводы и города. На заводах отборная часть угля шла на кокс, а остальной уголь шёл в газогенераторы, а получаемый горючий газ шёл в домны и мартены для экономии кокса, или древесного угля. К тому времени на Волге и Каме встали на ноги речные пароходства. Времена барок на глубоководье уходили в прошлое. Такой же, «островной» изначально задумывалась Златоустовская горно-заводская ж/д. Начинаясь в Златоусте она должна была прийти в речной порт на Белой. «Вогау и К» предложило «скооперироваться» и строить речной порт на устье Сима совместно.Тем более, что трасса ж/д по долине Сима от Миньяра гораздо удобнее и дешевле.
Но тут вмешался Губернатор, Городская Управа и купечество Уфы. Во первых, они запретили «Вогау и К» строить ж/д по их территории. Во-вторых, сперва настояли, чтоб Златоустовская ж/д пришла к устью Уфимки, а затем, когда два проекта Самарской и Златоусовской ж/д объединили, добились, чтобы их стыковка была не возле устья Уфимки, а в Уфе. (Сегодня по былым проектам построен «южный» ж/д обход Уфы,-Дёма-Юрмаш-Иглино!). Проект стыковки в Уфе за счёт 2-х ж/д мостов дороже и дольше, но он под давлением губернатора и денег купцов стал решающим.
Ещё раз огромное СПАСИБО Вере Николаевне Макаровой!
Автор публикации В. МИТКАЛЕВ
Форматирование: Ян РАДИЙ
30.06.2019 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий