среда, 6 декабря 2017 г.

Р.З. Хамитов доложил, что Башкирия может и уже делает передвижные ГПС и готов поставить на трассу "Европа-Западный Китай"


6 декабря в Москве Глава Башкортостана Рустэм Хамитов выступил на пленарной дискуссии «Транспорт России. В гармонии с природой», которая состоялась в рамках XI Международного форума «Транспорт России». Руководитель региона рассказал о развитии рынка газомоторного топлива в республике.
В дискуссии приняли участие министр транспорта России Максим Соколов, министр природных ресурсов и экологии России Сергей Донской, руководители крупных российских и международных компаний. Обсуждались вопросы использования альтернативных видов топлива, обеспечения экологической безопасности, перспективы рынка сжиженного природного газа.

Стенограмма выступления Рустэма Хамитова:
Добрый день, уважаемые участники форума!
Во-первых, шлю всем привет из солнечного Башкортостана. Наша республика знаменита не только нефтью или мёдом, но и чистым воздухом. Огромное количество туристов приезжает к нам отдыхать, вкушать дары природы, в том числе дышать чистым воздухом.
Но жители больших городов могут меня поправить и сказать, что в больших городах с воздухом тяжело. Прежде всего потому, что автотранспорт сегодня генерирует огромное количество выбросов в атмосферу. Эти цифры достигают уже гигантских значений. В Уфе, крупном промышленном российском центре, 80 процентов выбросов в атмосферу – это автомобильный транспорт.
Понятно, что с этим мириться нельзя, что надо переходить на альтернативные виды топлива. Самое близкое для нашей страны – это, конечно, газомоторное топливо.
«Газпром» добывает 420 млрд куб. м газа в год. По территории республики проходит гигантская сеть трубопроводов, через которые в год прокачивается более 100 млрд куб. м газа. Мы, республика, из этих 100 млрд куб. м используем лишь 16 млрд куб. м. В советское время эта цифра была порядка 20 млрд куб. м. Образовался «запас» в 4 млрд куб. м, которые можно и нужно использовать, в том числе в качестве газомоторного топлива.
Да, у нас есть большой проект по переработке газа в химические продукты, это отдельная история. Но газомоторное топливо – новая для нас тема, и, конечно же, мы собираемся использовать этот шанс.
Сегодня в республике совместно с «Газпромом» реализуется большая программа. У нас действуют 15 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС). 13 из них принадлежат «Газпрому», а две – частной компании. Наши мощности составляют почти 10 процентов мощности АГНКС, расположенных на территории Российской Федерации. При этом наше население и доля в экономике – около трёх процентов. То есть на душу населения и удельные экономические показатели мы существенно больше используем природный газ как моторное топливо. Эту работу мы будем продолжать.
В этом году в качестве моторного топлива использовано 29 млн куб. м газа. Это небольшая цифра по сравнению с теми миллиардами, о которых я говорил. Но это почти один процент объёма всех заправок, которые осуществляются на территории Республики Башкортостан, включая дизельное топливо и бензин. На самом деле это уже неплохой шаг вперёд.
У нас сложились тесные партнёрские отношения с «Газпромом». Подписано двустороннее соглашение с «Газпром газомоторное топливо» о расширении использования природного газа. «Газпром» начал хорошо финансировать и строить заправочные станции, а это, как оказалось, недешёвые объекты. Они стоят десятки миллионов рублей, и на самом деле без поддержки «Газпрома» такую работу мы бы не смогли провести.

Мы планируем развивать сеть газозаправочных станций в башкирском Зауралье. Работаем в направлении Челябинской, Оренбургской областей. Губернатор Оренбургской области Юрий Александрович Берг тоже присутствует здесь. Он вместе с нами активно поддерживает эту работу. В ближайшее время будет подписано соглашение о строительстве шести новых газозаправок на территории Республики Башкортостан.
Отдельная масштабная тема – газобаллонный автомобильный транспорт. Потребление компримированного газа коммунальным и общественным автотранспортом, государственными и муниципальными компаниями выросло с 2 млн куб. м в 2015 году до 10 млн куб. м – в этом. То есть за два года – пятикратный рост. Если мы пойдём такими темпами, то, безусловно, выполним задачу по переводу общественного транспорта (а это очень важная составляющая) на газомоторное топливо.
За последние три года нами приобретено около 300 единиц газобаллонной техники. Почти вся эта техника – пассажирские автобусы. Субсидии из бюджета Республики Башкортостан составили почти 800 млн рублей. Кроме того, наша компания «Башавтотранс» самостоятельно купила ещё 100 автобусов на газовом топливе, которые производятся на нашем башкирском предприятии «НЕФАЗ» в городе Нефтекамске. Одним словом, у нас получается хорошая кооперация в этой части с «КАМАЗом», «НЕФАЗом», потребителями этой техники.
Законодательство республики предусматривает 20-процентную льготу от действующих ставок транспортного налога физическим и юридическим лицам на каждое транспортное средство, работающее на природном газе. Для дальнейшего стимулирования планируется снижение ставки до 50 процентов. Кроме того, до 2020 года из бюджета республики будет направлено почти 2,5 млрд рублей на приобретение газобаллонных транспортных средств. Предусмотрена поддержка региональных производителей и поставщиков технологического оборудования.
Говорят, что мы в России не можем делать передвижные газозаправочные станции. Можем, и уже делаем. Уфимский компрессорный завод приступил к производству такого оборудования. Это небольшие передвижные станции. Их можно устанавливать где угодно в любом количестве, и таким образом осуществлять заправку автомобилей газом. «Газпром» нам помогает и в этой работе: утвердил дорожную карту локализации производства модулей компримирования газа на базе Уфимского компрессорного завода.
И, конечно же, ещё один перспективный проект – производство модульных компрессорных блоков для заправки газом автобусов. Автобусы и коммунальный транспорт будем переводить на природный газ.
Продолжаются споры в части того, что выгоднее – компримированный или сжиженный газ. Понятно, что сжиженный газ тоже имеет значительную рыночную нишу. Его было бы интересно использовать прежде всего для большегрузов и железной дороги. Поэтому это направление мы тоже будем развивать. Один из потенциальных потребителей – Куйбышевская железная дорога, которая на сегодняшний день имеет достаточно протяжённые неэлектрифицированные участки на территории Республики Башкортостан.
Мы надеемся на то, что будет реализован проект строительства международного транспортного коридора «Европа – Западный Китай». Конечно, вдоль этой трассы нам хотелось бы построить газозаправочные станции и через каждые 50-60 км иметь многотопливные заправочные комплексы. Через республику проходят трассы М-5, М-7, которые также в перспективе будут оснащены объектами газомоторной инфраструктуры.
Так что, уважаемые коллеги, на самом деле движение началось. Движение это приличное. В эту отрасль направляются уже не сотни миллионов, а миллиарды рублей. Уверен в том, что если мы хорошо, плотно поработаем, то в течение пяти – максимум семи лет сможем довести объём транспорта, работающего на газе, до 10 процентов. А это уже будут хорошие, нормальные показатели. Значит, мы на 10 процентов снизим давление на атмосферу в части выбросов от дизельного топлива и бензиновых двигателей, которые сегодня присутствуют.
Большое спасибо! Приезжайте в Башкортостан.
https://glavarb.ru/rus/press_serv/vystupleniya/70344.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий