вторник, 3 октября 2017 г.

Р. З. Хамитов: "Мы не должны учителей приземлять и политизировать школу. Кто-то в жизни должен быть идеалистом." - Сайт города Белорецк

Встреча с учителями Башкортостана
3 октября в Доме Республики Глава региона Рустэм Хамитов встретился с заслуженными учителями Башкортостана, победителями конкурсов «Учитель года». В ходе беседы обсуждались вопросы совершенствования системы образования республики, повышения престижа профессии учителя.

Стенограмма вступительного слова Рустэма Хамитова:



Добрый день, уважаемые наши гости – педагоги, учителя!

В преддверии Дня учителя я попросил организовать такую встречу с вами, чтобы пообсуждать вопросы, которые у нас есть, поделиться своими мнениями, впечатлениями о работе, поискать новые варианты нашего взаимодействия, собственно говоря, обсудить многообразие тем, которые сегодня сопровождают работу в школе, в образовательных учреждениях. И, конечно, если есть успехи, можно обсудить и эту сторону дела.

Хотел бы начать нашу встречу с констатации того, что в целом наша республика развивается неплохо. У нас достаточно стабильно действует промышленное производство, сельское хозяйство. В этом году очень высокий урожай. Снег идёт, а уборка ещё продолжается, потому что большой урожай выращен, и иногда даже сил не хватает для того, чтобы его убрать. Но в целом справляемся. Сегодня уже убрано 97 процентов. Собрано 3,75 млн тонн зерна в бункерном весе. После всех усушек, утрусок останется 3,5 млн тонн. Это очень хороший результат.

Кроме того, мы выполняем все взятые на себя социальные обязательства. Безусловно, власть должна помогать прежде всего тем, кто в этой помощи нуждается. Те, кто по разным причинам чувствует себя не очень уверенно в рыночной экономике, должны получать помощь от государства, от власти. И получают такую помощь – многодетные семьи, семьи, у которых есть детишки с ограничениями по физическому развитию, ветераны, пенсионеры, малоимущие, те, у кого невысокий заработок. Все обязательства мы выполняем, и такую работу будем продолжать в дальнейшем.
Понятно, что в сфере нашего пристального внимания находится школа – начальная, средняя, высшая, профессиональная. Понимаем, что мы как сравнительно молодая по среднему возрасту населения республика обязаны прикладывать ещё больше сил в этом направлении, чтобы никаких срывов, сбоев в этой части у нас не было. Чтобы из наших школ, учебных заведений выходили подготовленные к жизни молодые люди. И главное, чтобы они были востребованы нашим обществом, экономикой, что на самом деле является сложной задачей.


Рыночная экономика порой вводит свои требования. И если мы, выросшие в советское время, знали, что наш труд в любом варианте будет востребован, то рынок, конечно, уже по-другому подходит к формированию требований, которые предъявляются к тем, кто вступает в трудовые отношения.

Понимаем, что у школы на сегодняшний день (сегодня, наверное, будем больше говорить о школе), конечно же, есть достаточное количество нерешённых вопросов. Прежде всего, это продолжение реформ. Реформы уже стали в известной степени нарицательным образом: много критики, но много в том числе и сделано. Тем не менее, мы понимаем, что реформации будут идти, что будут изменения и что, безусловно, иногда надо быть мудрее складывающейся сиюминутной ситуации в этой части. Безусловно, мы должны ответственно подходить ко всем этапам этой реформы, понимая, что наша задача – готовить выпускников, учеников для большой, взрослой жизни.

Мы – я имею в виду педагогов всех уровней – в своей деятельности, конечно, уже совсем не те, что были 15-20, а тем более 30 лет назад. Сегодня общество всё больше уходит в сторону создания, может быть, даже тепличных, искусственных условий для наших детей. Всё более тревожны родители, всё более высокую планку задают учителям, системе образования.

Каждый человек обращается к своему опыту. Если мы вспомним 1960-1980-е годы, то удивляешься тому, как те дети выросли без такой опеки, без таких порой всесопроводжающих действий со стороны родителей, учительских коллективов и т.д. Но выросли, стали людьми, получили образование.

Сегодня любой дискомфорт в школе или за её пределами воспринимается с тревогой, опаской. Всё это сразу описывается, подхватывается в социальных сетях. Формируются сложные образы вокруг этих небольших недостатков или даже прегрешений. Всё это накладывает на педагогические коллективы особую ответственность, формирует особые требования в части знаний, воспитательной работы, организации деятельности учебных заведений.
Всё это, конечно, сложно. Но искусственное ограждение детей от трудностей – это одна из характерных черт сегодняшнего дня, которая, конечно же, требует осмысления и сопровождения в своей профессиональной деятельности.


Хотел бы ещё сказать о том, что в последнее время школу стараются, как это ни печально, политизировать. Это совсем никуда не годится. Мы всё-таки должны стоять на следующих позициях: образование, особенно гуманитарное, должно расширять кругозор учеников, способствовать формированию личности. Излишняя политизация, вовлечение наших ребятишек в порой ненужные действия – тоже довольно сложное явление. Но в то же время это примета времени, и не говорить об этом мы не имеем права. Понимаем, что масштаб этого явления небольшой, но, тем не менее, мы видим, что в этой части есть определённые сложности.

Электронное образование, информационные технологии, дистанционное обучение – всё это тоже требует новых подходов, нового видения, нового структурирования педагогического мышления. Понятно, что по старинке работать всегда легче, спокойнее. В то же время сегодняшнее информационное пространство требует других подходов в обучении детей. Сегодня мы тоже поговорим об этом более детально, подробно.
Формирование у учеников постоянного стремления к обучению на протяжении всей жизни, на мой взгляд, является одним из главных посылов в нашей информационной эре, в которую мы уже вошли и в которой нам нужно найти своё место.
Современный мир, современные технологии задают очень высокие темпы развития, которым наша молодежь должна соответствовать. Если раньше в этой части всё было более или менее понятно, то сегодня, конечно, темп жизни очень высок, информационная нагрузка на детей колоссальна. И дети, и мы с вами приспосабливаемся к этому. Но надо понимать, что наши дети будут жить в другом обществе, с другими требованиями с точки зрения, получения информации, управления сложными технологическими процессами. И к этому их надо готовить. Как готовить? Может быть, вы сегодня об этом расскажете.

Хотел бы сказать ещё об одном. С одной стороны, ужесточаются подходы в нашей жизни, идёт атомизация общества, люди теряют связи между собой. А с другой стороны, через социальные сети они образуют сообщества, тянутся, подпитывают друг друга своими знаниями, энергетикой. Но, на мой взгляд, должна реализовываться тема, связанная с благотворительностью, благородством, сопереживанием, вопросами взаимной поддержки, взаимопомощи.

В последние несколько лет мы стараемся активно продвигать тему благотворительности. Это не просто денежная поддержка тех, кто в этом нуждается, но, прежде всего, создание атмосферы добра, соучастия, сопереживания. Даётся это сложно, потому что общество в целом настроено на нигилизм, отрицание, критику, противопоставление.

Формирование в душах детей подходов к благородному восприятию мира, к оптимистическому взгляду на окружающий нас мир тоже является сложной задачей. Мы видим, что всё больше детей с ограниченными физическими возможностями приходят в школы. Если в одно время они просто, извините, по домам отсиживались, то сейчас они идут в школы. Мы видим инклюзив. Мы видим, что эти дети становятся полноправными членами общества.
Формирование такого взгляда на жизнь у наших детей является, на мой взгляд, важной, если не первостепенной задачей. Потому что через благородство, душевные порывы мы можем совершенно по-другому формировать атмосферу в наших детских коллективах.


Уважаемые учителя!

В ваших руках – судьбы детей, людей, будущих граждан нашей страны. Это колоссальная ответственность. Педагогический коллектив республики огромен – более 30 тысяч учителей. Мы понимаем, что учительскому сообществу надо помогать не только финансово, а, прежде всего, морально.

В последние годы мы всё-таки стараемся поднять авторитет учительства. Тем не менее, видим, что молодёжь на эту сложную, тяжелую работу идёт не так активно, как нам хотелось бы. Превалирует мнение о том, что учительская работа – чрезвычайно сложная, тяжёлая во всех смыслах, но тем не менее ещё не в полной мере достойно оплачивается. Хотя физические и моральные нагрузки очень высоки. Это отталкивает молодёжь.

Но в то же время призвание никто не отменял. Надо искать детей с педагогической жилкой, желанием работать в школах, вузах, ссузах и т.д. Это тоже большая задача, которая стоит в том числе перед нашими университетами, которые готовят кадры. Безусловно, хотелось бы, чтобы в этом направлении мы тоже были немного активнее. Нам надо совмещать опыт зрелых учительских коллективов с молодым задором вчерашних студентов и студенток. Такую работу надо проводить. Хотя мы понимаем, что все последние годы наблюдается взросление учительского сообщества, и достаточно мало молодёжи идёт после вуза в учительские коллективы.
Учительство – это творчество, полёт мысли, идеалистическое представление о жизни. Так и должно быть. Кто-то в жизни должен быть идеалистом. Именно они в конечном итоге формируют завтрашний день, задают и моральную, и любую другую планку в обществе.


Наш обычный республиканский, российский учитель – это передовой человек, который ориентирован на полёт мысли, который живёт немного по-другому. Хотя, конечно, мы понимаем, что есть достаточное количество нерешённых бытовых, житейских, финансовых проблем. Всё это так. Но мы не должны приземлять учителя. Мы должны помогать ему в его творчестве, работе, деятельности.

Приведу пример из другой области. Недавно прочитал о том, что мировой рекорд в беге на 100 м сегодня составляет 9,58 секунды. Во время этого рекордного забега спортсмен сделал 41 шаг. Всего три секунды он был на земле, а 6,58 секунды летел, был в воздухе. То есть, бег спортсмена, чемпиона – это полёт. Также и труд учителя – это полёт, фантазия, креатив. Это мы, бюрократы, чиновники, каждую секунду на земле. А вы творите в другой сфере, находитесь в другом измерении.
Я, безусловно, с громадным уважением отношусь к учительскому сообществу. Сам из учительской семьи, работал в вузе. Знаю, что такое труд педагога. Это тяжелейшая работа, в то же время требующая самоотдачи, дисциплины, внутреннего собранного состояния, конечно, со многими элементами творчества.
Знаю, что учителя любят своих учеников. Если их не любить, то не получится ничего. Без любви невозможно понять человека. Не поняв ученика, человека, сделать ничего нельзя.

<…>

***



Ректор Башкирского государственного педагогического университета имени М. Акмуллы Раиль Асадуллин и учитель химии уфимского лицея № 42, народный учитель России и Башкортостана Лиза Агадуллина отметили важность таких встреч, на которых можно предметно обсудить вопросы, назревшие в отрасли.



Одним из них, в частности, является повышение престижа профессии. По словам учителя башкирского языка и литературы Башкирской гимназии-интерната № 2 имени А.-З. Валиди Ишимбайского района, заслуженного учителя РБ Фаягуль Амирхановой, сегодня у педагога много времени отнимает бумажная работа, связанная с написанием различных отчётов и практически не оставляющая места для творчества. О бюрократических трудностях, с которыми сталкиваются учителя, в том числе обращаясь в Министерство образования республики, рассказала учитель математики уфимского лицея № 60, заслуженный учитель России Нина Ускова.
– С Министерством образования буду разбираться, потому что не в первый раз слышу, что это исключительно консервативная организация, которая отторгает все новое живое, креативное, – заявил Рустэм Хамитов.
В свою очередь Лиза Агадуллина предложила установить в Уфе памятник учителю начальных классов. По её мнению, это будет одним из действенных способов демонстрации значимости профессии педагога.

В ходе беседы участники встречи затронули вопросы воспитательной работы, инклюзивного образования, повышения привлекательности вузов республики для выпускников школ.

Учитель физики Башкирской гимназии имени Н. Наджми Дюртюлинского района Алексей Андрекус отметил, что согласно требованиям государственных образовательных стандартов учащиеся должны быть включены в проектно-исследовательскую деятельность. Поскольку сегодня эта работа ведется достаточно формально, он предложил учредить муниципальные гранты для авторов лучших проектов, прежде всего, в технической сфере, что будет способствовать успешной профориентации школьников.

Одной из тем разговора стала работа с одарёнными детьми. По словам учителя математики уфимского лицея № 153, заслуженного учителя РБ Михаила Саханевича, сегодня во многих регионах созданы профильные специализированные лицеи, привлекающие к себе наиболее перспективных школьников, победителей олимпиад и из других субъектов, в частности, Башкортостана. Для воспитанников там созданы все условия – от технического оснащения до проживания и стипендии. В республике такие заведения, как правило, работают на платной основе.
– Чиновничество нацелено на отторжение любых инициатив. Кто мешал нашему министерству выйти с инициативой сделать такое обучение бесплатным? Для нас – мощной, большой республики – это вообще не вопрос, – сказал Рустэм Хамитов, дав поручение вице-премьеру Правительства РБ Салавату Сагитову. – Прошу разобраться и доложить, что сделано, чтобы создать равные, а ещё лучше преимущественные условия, чтобы дети не уезжали из нашей республики.


Михаил Саханевич предложил создать в республике специализированный лицей физико-математического или более широкого профиля. Эту идею поддержала и Нина Ускова, которая отметила, что работа с талантливыми детьми, внедрение инновационных методик преподавания широко развивалось в республике ещё в 1990-е годы, но не получило соответствующей поддержки на республиканском уровне. По её мнению, для оперативного исправления ситуации необходимо возрождать авторские школы, где педагоги-новаторы могли бы реализовать свои наработки.
– Стыдно за то, что эти сигналы были поданы ещё 15-20 лет назад. До сих пор многие чиновники идут вперёд с головой, повернутой назад. Это просто чёрствые душой люди, не способные к нормальной работе в той должности, которую сегодня занимают или занимали в то время, – подчеркнул Рустэм Хамитов. – Поправим ситуацию в ближайшее время. Будет план деятельности и министерства, и нашего Правительства. Будет заложено финансирование. Мы найдём базовое учебное заведение, которое облагородим, приведём в порядок и начнём настоящую работу в этой части.
Ректор БГПУ Раиль Асадуллин сообщил, что первые шаги в этом направлении уже делаются. В частности, на базе вуза сформирован образовательный центр для одарённых детей по типу сочинского «Сириуса».



Учитель русского языка и литературы средней общеобразовательной школы № 4 с. Раевский Альшеевского района Альфия Кулешова в свою очередь отметила деятельность БГПУ в части методической поддержки. По её словам, большим подспорьем для освоения новых методик преподавания, изучения перспективного педагогического опыта является образовательный портал университета.

https://glavarb.ru/rus/press_serv/rabochie_vstrechi/69657.html

Мое персональное мнение. Дайджест новости:

НАКАНУНЕ ДНЯ УЧИТЕЛЯ Р. ХАМИТОВ МОРАЛЬНО ПОДДЕРЖАЛ УЧИТЕЛЕЙ БАШКОРТОСТАНА и ДАЛ ИМ НРАВСТВЕННЫЕ НАСТАВЛЕНИЯ
3 октября в Доме Республики Глава республики встретился с заслуженными учителями Башкортостана, победителями конкурсов «Учитель года». В ходе беседы обсуждались вопросы совершенствования системы образования республики, повышения престижа профессии учителя. В преддверии Дня учителя Р. Хамитов попросил организовать такую встречу, чтобы пообсуждать вопросы, которые есть, поделиться своими мнениями, впечатлениями о работе, поискать новые варианты взаимодействия, собственно говоря, обсудить многообразие тем, которые сегодня сопровождают работу в школе, в образовательных учреждениях. Творчество учителя он сравнил с бегом спринтера на 100 метровке. В частности Он сказал: "Хотел бы ещё сказать о том, что в последнее время школу стараются, как это ни печально, политизировать. Это совсем никуда не годится. Мы всё-таки должны стоять на следующих позициях: образование, особенно гуманитарное, должно расширять кругозор учеников, способствовать формированию личности. Излишняя политизация, вовлечение наших ребятишек в порой ненужные действия – тоже довольно сложное явление." Кроме того им подчеркнуто: "Учительство – это творчество, полёт мысли, идеалистическое представление о жизни. Так и должно быть. Кто-то в жизни должен быть идеалистом. Именно они в конечном итоге формируют завтрашний день, задают и моральную, и любую другую планку в обществе.
Наш обычный республиканский, российский учитель – это передовой человек, который ориентирован на полёт мысли, который живёт немного по-другому. Хотя, конечно, мы понимаем, что есть достаточное количество нерешённых бытовых, житейских, финансовых проблем. Всё это так. Но мы не должны приземлять учителя"
https://glavarb.ru/rus/press_serv/rabochie_vstrechi/69657.html

Вывод: После обучения учителями - идеалистами, выпускники наших школ станут такими же идеалистами, которые будут думать, что, не чувствуя под ногами земли, они пронесутся по жизни, как спринтер на 100 метровке. Но поскольку жизнь прожить - это не поле перейти, в реальности все окажется гораздо сложнее, а конкуренция индивидов за место под солнцем грубо разоблачит все благие пожелания учителей-идеалистов.

04.10.17. Ян РАДИЙ

Комментариев нет:

Отправить комментарий