пятница, 25 сентября 2015 г.

Глава Башкортостана о науке с житейской стороны дела


Рустэм Хамитов выступил на открытии Всероссийского фестиваля науки

25 сентября в Уфе Глава Башкортостана Рустэм Хамитов выступил на открытии Всероссийского фестиваля науки, который проходит в республике в третий раз.

Центральной площадкой проведения фестиваля стал Государственный концертный зал «Башкортостан». Рустэм Хамитов осмотрел экспозиции ведущих вузов, научно-исследовательских институтов, крупных промышленных и внедренческих предприятий республики. Особое внимание на выставке уделено центрам детского и молодежного научного творчества, представившим свои инновационные разработки – от технологии полива домашних цветов во время длительного отсутствия хозяев до миниатюрных роботов.

Стенограмма выступления Рустэма Хамитова:

Добрый день, дорогие друзья!

Я поздравляю вас всех с открытием в Уфе Фестиваля науки. Этот фестиваль необычный. Он проходит в рамках Приволжского федерального округа. У нас много гостей, приехало много уважаемых людей. И, конечно, это очень отрадно.

Хочу сказать, что фестиваль позволяет нам взглянуть на себя: чего мы достигли, какие у нас успехи и что мы можем. Выставка, которая открыта в фойе, позволяет понять, что сегодня делают наши вузы, научные коллективы, промышленные предприятия. В то же время нам надо разобраться с тем, где мы находимся: чего мы не смогли сделать, чего не смогли достичь, какие ошибки у нас есть, где мы не проявили должного усердия. Это тоже важно – разобраться в том, что нам предстоит делать.

Я вижу сегодня в зале много молодых людей. Прежде всего, я обращаюсь к молодежи, то есть к тем, за кем будущее, кто эмоционально заряжен, кто верит в будущее. Понятно, что этот разговор должен быть серьёзным, не на уровне поверхностных оценок.

Начнём говорить о науке. И будем говорить не нравоучительным тоном, не высокопарно или отвлеченно. Очень часто, к сожалению, так преподносят науку. На самом деле наука сегодня должна рассматриваться с житейской точки зрения. Еще в XX веке наука стала обычной работой. В том смысле, что исследования дают заработок. Если в XVII-XIX веках наукой занимались сотни, тысячи людей, и она стоила очень дорого с точки зрения возможностей ей заниматься, то в XXI веке речь идет уже о десятках миллионов людей, которые занимаются научным творчеством, наукой.

У нас в России 300 тысяч научных работников. Кто-то скажет, что это много, это целый город. Например, у нас в Стерлитамаке живет 300 тысяч человек. В советское время в пределах Российской Федерации число работников науки было 1 млн человек. За 25 лет мы потеряли, к сожалению, очень много. Был большой отряд ученых. В других странах картина другая. Например, в Китае за последние десятилетия количество ученых утроилось. Было 500 тысяч, а стало 1,5 млн человек. Это немного для такой большой страны. В США рост за 10 лет от 1 до 1,5 млн человек, занимающихся наукой.

Научные исследования стали массовым явлением. И такой рост – это ответ на запрос общества, которое требует реализации концепции общего блага. То есть удовлетворения всё больших запросов и потребностей, улучшения качества жизни, необходимости появления товаров с новыми потребительскими свойствами. Когда мне было 10-12 лет, я занимался спортом, музыкой, и мне всегда хотелось увидеть рядом с собой в комнате знаменитых людей, иметь возможность пообщаться с ними, увидеть их виртуальные образы. Тогда, 50 лет назад это казалось несбыточной мечтой. У нас были примитивные приёмники, по которым мы слушали музыку, были катушечные магнитофоны, и больше ничего не было. Но прошло 50 лет, и эти мечты стали явью. В 3D-формате мы можем видеть концерты знаменитых музыкальных коллективов. Мы можем напрямую общаться с известными людьми – в социальных сетях или с помощью информационных систем. Та же социальная сеть – это продукт научной деятельности, то есть результат работы, направленной на удовлетворение потребностей человека.

Лучший период моей жизни – это период занятия наукой. Я почти 20 лет занимался научными исследованиями, трудился в научных коллективах. Были достижения и разочарования, успехи и неудачи, творческие порывы и, увы, упадок сил. Всё было, но от того времени осталось ощущение радости и принадлежности к особой категории людей: знающих, умелых, неунывающих, спорящих, ищущих.

Научные коллективы объединяют людей одаренных, нестандартных. Человек науки, помимо основной деятельности, увлекается и другими предметами: музыкой, живописью, литературой, спортом, туризмом. Всё это сопровождает жизнь ученого. Наука дает простор разума. Разум в свою очередь старается охватить всё многообразие жизни. Отсюда разносторонность интересов и увлечений работника науки.

Конечно, ученый должен много знать. Он должен уметь читать не в обыденном смысле слова. Он должен глубоко понимать то, что он читает, видит. Он должен хорошо писать, ярко и толково излагать свои мысли. Доходчиво всё объяснять, владея красиво грамотной речью. Есть народная пословица: «Пойти в науку – терпеть муку». Я считаю, что муку настоящий ученый испытывает только в одном случае. Если есть неудовлетворенность результатами исследований, если что-то не получается в творческом плане. На самом деле наука – это творчество, которое сопровождает человека всю жизнь.

Сейчас идет много разговоров о материальном обеспечении науки. Маленькая зарплата, нехватка денег на оборудование, обшарпанные аудитории и территории институтов. Всё это так. Действительно, несколько десятилетий назад всё было по-другому – ученый был материально обеспечен. Это был человек, уважаемый в обществе не только за статус ученого. Он также был хорошо одет, мог позволить себе поездки, у него была хорошая зарплата. Сегодня этого нет. И, к сожалению, этот материальный антистимул становится посылом для многих молодых людей, чтобы уехать за границу и работать там.

Я считаю, что сегодня ситуация уже меняется. Уезжать не надо. Сегодня пусть потихоньку, но растёт и заработная плата, появляются перспективы с лабораториями. Появляются центры коллективного пользования, центры прототипирования. На этих площадках уже можно заниматься серьезными научными исследованиями. Формируются кластеры, техно- и иннополисы. Об этом я хотел бы чуть подробнее поговорить.

У нас в зале есть представители «Башнефти»? Одна рука. УМПО? Пять рук. Башкирской содовой компании? УГМК? «Сибура»? Всего шесть представителей крупного бизнеса находятся сегодня в зале, где речь идет о науке. В зале, где собрались лучшие ребята нашей республики – творческие, инициативные. Это в очередной раз подчёркивает то, что у большого бизнеса, у предприятий нет интереса к науке. На этих предприятиях не работают научные подразделения. Там исчезли как класс научно-исследовательские лаборатории. Там нет людей, которые пишут статьи, занимаются изысканиями.

Как объединить науку и производство в этой ситуации? Деньги, ресурсы, мощь – на этих предприятиях. И невостребованность, причем вопиющая, научных исследований и научных изысканий. Там – постоянный ориентир на импортное производство: станки, оборудование, технологии и т.д. С этой стороны невозможно продвинуть то, что ты сделал, в реальное производство.

Что нам мешает? Где проходит этот «водораздел»? Кто виноват в этой ситуации? Государство? Государство постоянно говорит о необходимости сближения науки и производства. Региональные власти говорят то же самое. В этом направлении других тезисов нет. А реально, видите, что происходит, – нет отношений, товарищества, совместной работы.

Я постоянно размышляю над этим. Вижу, что в некоторых регионах начали создавать площадки, где пытаются объединить науку и производство, образование и работу на промышленном предприятии.

Выход один – нужно формировать технополис. Только внутри города – «город в городе». Там, где можно жить, учиться, заниматься наукой, работать с промышленными предприятиями, выполнять их заказы и т.д. В ближайшее время я приму решение о формировании такого технополиса у нас в Уфе.

(Аплодисменты)

Я надеюсь, это будет территорией действительно ускоренного, прогрессивного развития. Эта территория будет включать в себя лаборатории, учебные заведения. Там будут жить ребята, занимающиеся наукой, творчеством. Там будут все условия, чтобы посвятить себя служению науке.

Безусловно, эта работа может быть выполнена только с вами. Мне нужны помощники. Мне не нужны бюрократы, которые «замылят» эту идею, которые постараются задвинуть её в дальний ящик. Мне нужны молодые, интересные, творческие ребята, которые могли бы продвигать эту идею. Я обращаюсь к вам, к молодым, давайте вместе реализуем этот проект. Давайте сделаем так, чтобы он «зажил». Давайте сделаем так, чтобы это было мощной, хорошей идеей на ближайшие пять, десять, пятнадцать лет. Чтобы этот технополис появился у нас в Уфе, и главное, чтобы начал давать научную продукцию, объединять производство и исследования.

Я не могу говорить о науке беспристрастно. Наука – это слишком серьёзная составляющая нашей жизни, чтобы о ней можно было говорить походя, отмахнувшись от серьёзных мыслей.

Недавно прочитал один тезис: «Сегодняшняя российская наука есть свет погасшей звезды большой советской науки». Честно говорю, меня это резануло, потому что потухшие звезды – это вчерашний день, это то, что уже прошло. Советская наука была большой яркой звездой, которая освещала пространство всей Земли. Наши ученые работали во многих направлениях, давали совершенно феноменальные результаты. К сожалению, сегодня мы этого не имеем.

Есть большой исследовательский отчет о 3D-прототипировании, об аддитивных технологиях. Этот отчет из 315 страниц. Две страницы этого отчета посвящены состоянию дел у нас, в российской науке, которая занимается аддитивными технологиями. Это данные 2014 года. Успокаивает одно – в 2013 году было ноль страниц. Всё-таки началось какое-то движение в этом направлении.

Мы постоянно говорим о том, что молодёжь, присутствующая в зале, – это поколение 3D. Аддитивные технологии, голография, виртуальные образы, которые стоят рядом с тобой и общаются. Вы, молодые, будете жить при таких технологиях. Мы – 2D, XIX век – одномерное измерение. На самом деле мы делаем очень мало, чтобы 3D-технологии росли.

Нам надо научиться отвечать на вопросы: откуда мы пришли, кто мы, куда мы идем, в чём наше предназначение? Наше поколение не смогло в полной мере ответить на эти вопросы. Ответы будете искать вы. И мне очень хочется, чтобы произошло единение гуманитарных и естественных наук. Гуманитарии обладают креативом, они способны к творческой работе. Перед ними нет практически никаких преград. Естественники, технари ограничены свойствами материалов, возможностями технологий, хотя это тоже креатив. Объединение естественных и гуманитарных наук может дать новое качество. Перед такими учёными никаких преград уже не будет.

Академик Иван Петрович Павлов – надеюсь, вы слышали о таком человеке, он жил достаточно давно, для молодежи это уже далёкая эпоха – говорил: «Первое самое общее свойство, качество ума ученого – это постоянное сосредоточение мыслей на определённом вопросе, на определённом предмете». Сегодняшнее информационное общество, интернет делают сознание клиповым – только поверхностные знания, только поверхностное впечатление о предмете. Но настоящих, глубоких результатов можно добиться только в том случае, если ты постоянно сосредоточен на предмете своего исследования. Когда ты думаешь только об этом днем, ночью, в будни и выходные. У учёного нет выходных дней, он работает семь дней в неделю, 24 часа в сутки. Он работает всю жизнь. И только тогда можно добиться успеха.

Второй постулат Павлова – беспристрастие. «Вы должны уметь отказаться от идеи, если очевидно, что она ошибочна». Даже если вы потратили значительное количество времени на то, чтобы получить результат, и не получили его, то вы должны критически отнестись к тому, что вы делаете. Вы должны понять и разобраться, в чём ошибка. И если ваша идея или результат вашего труда ошибочны, то вы должны иметь мужество отказаться. Беспристрастность, честность превыше всего в науке.

«Для ума необходима привычка радоваться истине. Ею нужно любоваться, любить её». Нужно любить свое дело, нужно любить то, чем ты сегодня занимаешься. Будь это робототехника, биология или мадагаскарские тараканы, которых мне сегодня показали. У ребят, которые ими занимаются, действительно любовь в глазах. Они несут в общество любовь к тому, что они изучают и знают.

Ещё один постулат – это смирение мысли, скромность. Мы знаем немалое количество учёных, которые, добившись немногого, делают из себя такую фигуру, к которой просто так не подойдешь. Скромность украшает человека и в первую очередь учёного, потому что учёный всегда должен сомневаться, правильно ли он всё делает. И таких примеров в мировой науке тысячи. Крупнейшие, величайшие умы человечества всегда сомневались в том, что они делают. Зачастую публиковали свои труды под псевдонимами, потому что не были уверены в том, что всё сделано верно. Сомнения, смирения – это тоже качества настоящего ученого.

Ещё одна фраза Ивана Петровича Павлова: «Настоящий ум – это есть ясное, правильное видение действительности, познание числа и состава этой действительности». Ум учёного открыт для всех проявлений нашей жизни. Ум ученого анализирует всё вокруг. Человек должен правильно, верно видеть и чувствовать эту действительность.

Дорогие друзья!

У вас впереди интересная, замечательная жизнь. Она будет очень успешной, если вы посвятите себя служению науке. Мы многого не знаем. Мы ещё только в самом начале своего развития. Человеческая цивилизация ещё очень молода. Ей всего лишь несколько тысяч лет. Впереди, я надеюсь, у нас продолжительные сроки жизни человечества. Но мы находимся в самом начале пути.

По природе своей люди не так уж и плохи. Это я уже цитирую Эдварда Уилсона, известного американского ученого, который написал книгу «Смысл существования человека». Мы обладаем достаточным интеллектом, доброй волей, великодушием и предприимчивостью. Но есть проблемы. Наш вид никак не может справиться со своими задачами. «Мы неспособны стабилизировать ни экономическую, ни мировую политику. Большинство людей остаётся в плену предрассудков и поверий. Наша природная склонность к конфликтам становится смертоносной, когда речь идет об этнических, религиозных и идеологических противоречиях. Мы слишком поглощены собой, чтобы защищать живую природу, и продолжаем уничтожать естественную среду обитания». Вот в этих словах фактически сформулированы те задачи, которые вам, молодому поколению, придётся решать: экономика, гуманитарные исследования, техника, борьба против конфликтов, существующих сегодня в мире, защита окружающей среды.

Вы все разные. У вас у всех в жизни будет своя дорога. Но объединять вас будет любовь к науке. Удачи вам, успехов и всего самого доброго!

Справка:

Цель проведения Фестивалей науки – понятным и доступным языком рассказывать обществу, чем занимаются ученые, как научный поиск улучшает качество жизни, какие перспективы он открывает современному человеку. Инициатором их проведения в России стал Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова.

Первый в России Фестиваль науки состоялся в МГУ в 2006 году и с тех пор проводится ежегодно. В 2011 году он получил статус Всероссийского и проводится под эгидой Министерства образования и науки РФ.

В 2015 году Уфа получила статус центральной региональной площадки Фестиваля науки в Приволжском федеральном округе. Мероприятия в рамках фестиваля пройдут с 25 по 27 сентября на 15 площадках в Уфе и восьми площадках в городах республики.

Facebook Twitter Livejournal ВКонтакт

http://glavarb.ru/rus/press_serv/novosti/62496.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий