«Инвестиционные процессы идут по нарастающей» (интервью Рустэма Хамитова и Дмитрия Мезенцева телеканалу «РБК»)
7 июля в Уфе Глава Башкортостана Рустэм Хамитов и генеральный секретарь Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) Дмитрий Мезенцев в прямом эфире дали интервью телеканалу «РБК».
Стенограмма интервью:
КОРР.: Рустэм Закиевич, прежде всего, позвольте мне поздравить Вас с тем, что саммиты ШОС и БРИКС проходят в столице Башкортостана. Это действительно большая удача. Конечно, город не узнать. Думаю, что подготовка была достаточно нервной, и всё-таки всё удалось. Всё запланированное было реализовано в плане подготовки инфраструктуры города?
Р. ХАМИТОВ: Обстановка была рабочей. Она не была ни нервной, ни взвинченной. Это была обычная, нормальная работа, которая, конечно же, потребовала организации, концентрации сил. Считаю, мы с этой работой в основном справились. Если есть какие-то небольшие недочёты, может быть, их кто-то там увидит своим абсолютно пристальным взглядом, то это уже не играет никакой роли для проведения саммитов.
Инфраструктура саммитов готова: аэропорт, дороги, место проведения саммитов, отели. При этом очень важно, что мы завершили работу примерно за две-три недели до начала саммитов. И в последние дни совершенно спокойно шла подготовка. Уже не стучали молотки, уже не было запаха краски, уже не работали строители – всё было подготовлено на самом хорошем уровне. Поэтому я ещё раз хочу сказать, что мы справились достойно, нормально трудились, и каких-то сверхсложностей мы не видели.
Кроме того, подготовка шла по экономному режиму. Затраты если и были, то они не столь значимы. В основном потратились на подготовку к саммитам частники. Частные компании, инвесторы потратили около 11 млрд рублей на строительство отелей. Это большая сумма, но и отелей немало – семь. Они позволяют принять в Уфе еще около тысячи человек.
Понятно, что эти отели не будут простаивать, потому что повестка дня у Уфы и Республики Башкортостан на перспективу довольно большая.
Уже в сентябре состоится форум «Россия – Казахстан». Главы государств России и Казахстана прибудут к нам в Уфу с большими делегациями. В октябре планируется проведение Делового форума малого и среднего бизнеса стран ШОС и БРИКС. В декабре будет Евразийский культурный форум.
КОРР.: Столица Башкортостана станет деловым центром?
Р. ХАМИТОВ: Да, и мы к этому стремились. Мы хотим это делать. Думаю, что у нас получится.
КОРР.: Статус и значение нынешнего саммита ШОС в Уфе превышает значение предыдущих саммитов в Бишкеке и Душанбе. Почему? Это вопрос расширения организации? Либо есть какие-то ещё аспекты?
Д. МЕЗЕНЦЕВ: Я еще раз хочу сказать слова благодарности руководству канала за пристальное внимание к делам Шанхайской организации сотрудничества. Если можно, то мы сейчас не будем сравнивать, что удалось и что не удалось сделать в ходе предыдущих саммитов. И саммит в Пекине в 2012 году, и саммит в Бишкеке в 2013 году, и саммит в Душанбе в 2014 году всегда давали, обеспечивали особый динамизм организации. Не было ни одного саммита без содержательной, масштабной, глубокой повестки. Этим сильна ШОС.
Сегодня абсолютно убежден, что все государства – члены организации, страны-наблюдатели хотят, чтобы каждый саммит – Уфа не исключение – был по-своему историческим, по-своему уникальным.
Уникальность саммита в Уфе в том, что будет принят исторический документ. Может быть, звучит громко, но по сути это правда. Это Стратегия развития ШОС до 2025 года. Стратегия на 10 лет – это не план конкретной работы, это философия развития. Это подтверждение готовности всех государств-членов выстраивать систему приоритетов и углублять сотрудничество так, чтобы организация год от года становилась крепче.
Чтобы у вас не было повода задавать вопросы и сравнивать, какой саммит был слабее или сильнее. Они все сильные. Мы верим, что так и будет впредь.
КОРР.: Рустэм Закиевич, в ходе подготовки к саммитам Вы работали и с инвесторами, и с бизнесом. Наверняка Вы предоставляли им особые инвестиционные условия, потому что, действительно, их доля участия в этом процессе была велика – они вкладывали деньги, им это делать было комфортно. Они, наверное, рассчитывали на окупаемость этих вложений. Расскажите, пожалуйста, что это были за условия, хотя бы в двух словах, и будут ли они сохранены в дальнейшем?
Р. ХАМИТОВ: Еще до принятия решения о проведении саммитов в Уфе нами было начато формирование современного инвестиционного законодательства, которое подразумевает предоставление льгот инвесторам – резидентам страны или нерезидентам, – которые будут работать на территории Республики Башкортостан. Льготы хорошие, добротные, и в данном случае мы действие этого закона распространили на тех, кто строил объекты к саммитам ШОС и БРИКС. Это сыграло свою роль. Кроме того, мы на примере этого строительства отработали модель преодоления административных барьеров. То, что обычно занимало по времени год-два, мы буквально прошли за месяц, самое большее – полтора месяца. Такое ускорение возможно, когда вся система работает на результат.
КОРР.: В масштабах страны возможно это сделать?
Р. ХАМИТОВ: В масштабах страны это, может, и возможно, но у нас это получилось. И мы теперь знаем, как быстро преодолевать все разрешительные бумаги и документы, которые очень много приходится оформлять людям. Реально можно всё это делать, было бы только желание. Понятно, что в данном случае было достаточно сильное наше давление на муниципальные, проверяющие, надзорные, контрольные структуры, но, мобилизовавшись, был показан очень хороший результат. Это позволило буквально за полтора года построить великолепные здания и сооружения. На сегодняшний день сами инвесторы удивляются тому, что это реализовано.
КОРР.: В ваших планах – удвоить внешнеэкономический оборот со странами ШОС и БРИКС в ближайшие годы. Реалистично или нет это сделать?
Р. ХАМИТОВ: Я думаю, это вполне реалистично, потому что мы начали активно работать с бизнесом Китайской Народной Республики, с Индией. Сейчас Южно-Африканская Республика разворачивает у нас производство по сборке карьерных самосвалов. Кроме того, бразильцы уже начали выпускать у нас городские автобусы Marcopolo. Процессы идут, и идут по нарастающей. Вполне понятно, что динамика будет хорошей.
КОРР.: Вы согласны с тем, что динамика может быть настолько хорошей, что можно будет удвоить в ближайшее время товарооборот?
Д. МЕЗЕНЦЕВ: Я абсолютно убежден, что те планы, о которых сейчас кратко сказал Рустэм Закиевич, будут не просто выполнены – они будут перевыполнены. И одним из подтверждений этому является проведение в Китайской Народной Республике встречи министров, отвечающих за внешнеэкономическую деятельность, в рамках уже набравшего силу и ставшего авторитетным Евразийского экономического форума. В рамках этого форума впервые состоится выставка товаров производителей всех 14 стран «шанхайской семьи». Сегодня Рустэм Закиевич тоже подтвердил, что готов представить экспозицию производителей, которые работают на территории Башкортостана, которые имеют серьезный внешнеторговый оборот. Тот разговор о региональной составляющей ШОС, который мы начали в прошлом году, конечно, будет продолжен. Мы ожидаем, что и на этой встрече в сентябре в Сиане, и на встрече премьер-министров в декабре в китайской столице мы будем поддержаны с теми инициативами, которые высказывают главы регионов.
Потому что отношения по горизонтали – регион, провинция, республика – очень важны для ШОС сегодня. Это то, что должны чувствовать люди.
Это не только экономика, не только торговля. Это туризм, возможность узнать друг друга больше. Это музейное и издательское дело. Это, возможно, и серьёзные культурные программы. Мы говорим, что проникновение культур невозможно – обогащение их возможно. То, что мы накопили в своё время в истории наших стран, нужно дополнять, объединять. А с учетом ожидаемого присоединения к организации Индии и Пакистана – стран с уникальной культурой, с громадным экономическим потенциалом, готовых реально выстраивать новое качество взаимоотношений ШОС, – я верю, что планы, о которых сейчас сказал Рустэм Закиевич, будут перевыполнены.
КОРР.: Мне хочется вернуться к теме экономии в рамках подготовки инфраструктуры. Насколько достаточны оказались вложения федерального центра? Та ли это была сумма, на которую вы рассчитывали? Отразилась ли каким-то образом подготовка, возведение всех необходимых объектов на долговой нагрузке региона?
Р. ХАМИТОВ: На долговой нагрузке никак не отразилась, потому что мы в основном выполняли плановые работы. Никаких завышенных, тем более сверхзавышенных ожиданий не было ни у нас по отношению к финансированию из федерального центра, ни у федерального центра в части подготовки городской инфраструктуры. Уфа – хороший город, со сложившейся инфраструктурой. Многое было уже сделано. Нам нужно было только довести городское состояние до необходимых кондиций. Это не так дорого. Кроме того, люди получили хорошие, комфортные зоны отдыха – парки, скверы, зоны прогулок. Мы постарались цивилизовать центральную часть города – она стала симпатичной, вполне отвечающей современным требованиям. Появились концертные залы – это тоже было в наших планах. Появилось хранилище картин нашего интересного, очень знаменитого музея имени Нестерова. Так что все эти работы были осуществлены для города. Специально для саммитов ШОС не делалось ничего. Мы совпали в планах развития Уфы и республики с тем, что нужно было сделать в плане подготовки к саммитам.
КОРР.: Дмитрий Фёдорович, по Вашим ощущениям – Вы были не на одном саммите ШОС…
Д. МЕЗЕНЦЕВ: Мне довелось – и было для меня честью – участвовать в саммитах с 2006 года.
КОРР.: Тем более. У Вас богатый опыт, и Вы можете давать какие-то оценки в этом вопросе. Насколько проведение саммитов вообще способствует развитию региона, в котором он проводится? Это существенный момент?
Д. МЕЗЕНЦЕВ: Это один из принципиальных моментов. Вы не спросили у Рустэма Закиевича о том, как он принимал решение обратиться к главе государства – Президенту Владимиру Владимировичу Путину с запросом о проведении саммитов БРИКС и ШОС в Уфе.
Это невероятная смелость и решительность. Ты берешь на себя обязательства совершенно особого масштаба – представить столицу республики лидерам такого числа влиятельнейших государств.
То, что сказал Рустэм Закиевич, подтверждают все люди, с кем я разговаривал – официальные лица, представители экспертного сообщества, журналисты. Всем просто нравится гулять по центру Уфы. Нет никаких видимых глазу недоделок. Самое главное, что инфраструктура находится в замечательном состоянии. И то, что Президент России в рамках российского председательства предложил главам государств БРИКС и ШОС приехать в столицу Башкортостана – это не просто решение перенести акценты политической жизни такого масштаба в один из регионов России. Это возможность жителям Уфы, гостям города и республики на десятки лет вперед пользоваться совершенно другим уровнем комфорта. Башкортостан предлагает другой масштаб и уровень туризма.
КОРР.: А помимо уровня инфраструктуры, что это еще дает региону?
Д. МЕЗЕНЦЕВ: Внимание, позиционирование, авторитет, привлекательность, деньги туристов, готовность бизнеса приезжать сюда, чтобы проводить бизнес-встречи. Это готовность инвесторов убедиться в том, что Башкортостан – устойчивая, надежная и перспективная республика. Разве этого мало?
КОРР.: Вы согласны?
Р. ХАМИТОВ: Конечно, я согласен. Более того, эти процессы уже активизировались. Если два-три года назад нас долго, с увеличительным стеклом искали на карте страны, то на сегодняшний день все уже знают, где расположен Башкортостан и Уфа. Инвестиционные процессы идут по нарастающей. Мы сегодня чувствуем это на себе.
КОРР.: В отношении экономического эффекта Вы делали какие-либо оценки? Что это даст республике?
Р. ХАМИТОВ: Что касается экономических эффектов, то тут достаточно сложно всё подсчитать сразу.
КОРР.: И всё же, в конечном итоге это выгодно?
Р. ХАМИТОВ: Да, это выгодно для всех. Выгодно для жителей республики, горожан и для тех, кто будет у нас работать. Я понимаю подоплеку вопроса. С одной стороны, казалось бы, что регионы тратят определенные ресурсы. Пусть не такие большие, не громадные, не десятки миллиардов, но тем не менее значительные. Якобы эти ресурсы отвлекаются от повседневной жизни: а как же школы, больницы, детские сады?
Хочу сказать, что реально ни одна из социальных программ не пострадала.
В этом году мы завершаем строительство детских садов. И у нас очереди детишек от трех до семи лет в детские сады не будет. Мы выполнили взятые на себя обязательства. Кроме того, мы уверенно идем по выполнению указов Президента Российской Федерации. Заработная плата выплачивается в том объеме, как определено «дорожными картами». Мы строим дороги, больницы, школы. Ни одна социальная программа не была каким-то образом деформирована или уменьшена.
КОРР.: Спасибо большое. На этой позитивной ноте заканчиваем нашу программу.
http://glavarb.ru/rus/press_serv/intervyu_news/61835.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий