пятница, 21 августа 2020 г.

Дорожные заметки любителя Истории

Волей случая, в августе 2020г довелось ехать на авто от Белорецка до Екатеринбурга. Вперед, -через Учалы-Миасс-Касли, обратно,- через Долгодеревенское-Чебаркуль-Уйское-Верхнеуральск-Смеловский. Путь вперёд был плох, на отдельных участках, особенно у Карабаша, сильно разбит. Потому и решили искать удобные, пусть более длинные, но более быстрые пути. Автотрасса Екатеринбург - Челябинск, (ныне,-часть федеральной М-5 «Урал»), поразила размахом работ расширения на участке Тюбук-Долгодеревенское за счёт дополнительных полос движения. Есть новые путевые развязки и капитальные пешеходные переходы. Перед Долгодеревенским, на путеразвязке ушли на «западный» автообъезд Челябинска. У Полетаево свернули на участок М-5 «Урал» от Челябинска до Уфы. Движение было сильное, но знаки «рекомендовали» скорость 110 км/час. У «Малковской» развилки, (на Чебаркуль и Уйское), ведут работы по устройству большой транспортной развязки. (На «Миасской развилке» нет ничего подобного, но в Миасс-Златоуст можно попасть и через Чебаркуль). Асфальт Сарафаново-Кундравы-Ларино достаточно ухожен, (вплоть до дорожной разметки). Дорога Ларино-Курамино, где ездили много десятилетий назад, со слов торговцев придорожного базарчика, с тех пор лучше не стала. Решили слушать навигатор и ехать по асфальту до Уйского. В Уйском кладут асфальт на автообъезде райцентра. В конце объезда- указатель «Верхнеуральск-Магнитогорск». Асфальт на Верхнеуральск неплох. От автовокзала Верхнеуральска по мосту через р.Урал свернули на Степное. Указатели показывали,-это дорога на Белорецк. Но проехав 9 км, стали объезжать дор-срой технику, кладущую асфальт до сворота на Бугодак. Повинуясь указателям на Белорецк, поехали прямо. Встречные машины поднимали облака пыли, потому решили вернуться и ехать по асфальту, докуда Бог приведёт. Поехали по асфальту Степное-Бугадак-Тайсара, где асфальт закончился. Отступать было некуда, тем более,-дальше дорога была сносная. Проехали мимо Кирсы. Перед мостом через Малый Кизил и за ним, -асфальт. Перед выездом на автотрассу Магнитогорск-Смеловский-Белорецк,-асфальт. (Для Верхнеуральска Смеловский,-не только часть Верхнеуральского района, но и ближняя точка, (ст. «25-й км») ж/д Магнитогорск-Белорецк-Дёма. Через несколько км сворот на Банное. Указатели упорно показывали, что одновременно это путь через Верхнеуральск на Южноуральск. В пятницу вечером дорога на Белорецк была перегружена колоннами, идущих в обеих направлениях одна за одной автомашин. Когда дома, после того, как дорожные страсти улеглись, стало ясно, что мы проехали историческим Ново-Исетским трактом. Река Исеть долго была рубежом России с останками Сибирского царства, в т.ч. Ишимской Ордой, возникшей после смерти Ивана Грозного и Ермака. По Исети были Исетский, Колчеданский, Катайский, Устьмиасский остроги и монастырь -крепость Долматовский. На Исети стояли Арамильская и Шадринская слободы. (В 1700-03гг на Исети встали Каменский и Уктусский заводы. Тогда горные заводы были опорными пунктами с воинскими командами, укреплениями и пушками). По мере хода границ России в Зауралье, граница от Исети последовательно смещалась на её правые притоки: Сысерть, Синару, Течу и Миасс. В мятеж осколков Сибирского царства, (с 1663г возглавляемых внуком Кучума,-Кучуком), от Тобольска, подобно Ермаку, на стругах, по Тоболу поднялся отряд стрельцов и возродил Царёво-Займище, (ныне город Курган). В списках населённых мест Тобольской губернии 1904г, Курган основали в 1633г в разгар Смоленской войны с Польшей 1632-34гг. За свою историю город много раз разорялся кочевниками, выгорал дотла и возрождался заново. С начала 1660-х годов он постоянно значится в исторических документах. В те годы сложился речной путь не только по Тоболу до Царёва-Займища, но и по Исети до Устьмиасского острога. Речные караваны шли не только от Тобольска, но и от Тюмени, тесно связанной с Верхотурьем и Центром России. С 1662г стала активно формироваться Миасс-Юргамышская озёрно-речная укреплиния. Земли меж р.Исеть и Миасс-Юргамышской укреплинией активно заселяли ссыльными донскими казаками с семьями после мятежа Степана - Разина 1667-71гг. Часть местного населения, бывшая верной России в мятеж 1681-84гг, получила казачьий статус. Для большего контроля за Европейской частью Сибирского царства от Кунгура, осн. в 1648г, когда Польша была сражена мятежом Б.Хмельницкого, Россия могла позволить своё укрепление на востоке. До того важной крепостью Предуралья была Осинская крепость, заложенная в 1591г), через удобные переправы р.Уфимка у будущей крепости Красноуфимск через плодородную Айскую лесостепь, (быстро заселяемую русскими поселенцами), к верховьям Миасса формировали «военный» путь. Важным форпостом этого пути стали Верхние Киги, (осн. в 1703г). (Этим путем, после битвы у Вх.Кигов с войсками Михельсона, шёл на Красноуфимск, Осу и далее на Казань летом 1774г Емельян Пугачёв). Не смотря на Миасс-Юргамышскую укреплинию, р. Исеть оставалась главным рубежом от набегов кочевников и мятежников осколков Сибирского царства. В 1721-23гг, сразу после Северной войны, на Исети встал Екатеринбург, а южнее Миасс-Юргамышской укреплинии стали формировать Яикскую и Уйскую укреплинии. После «экспедиции» И.К.Кириллова от Кунгура до Царева-Займища встали Красноуфимская, Чебаркульская, Челябинская, Миасская, Чумлякская крепости. В 1737 г основали Исетскую провинцию, Исетское казачье войско и создали Исетский тракт: Тюмень -Устьмиасская-Шадринская и Течинская слободы, Миасская, Челябинская и Чебаркулькая крепости. Младший ЖУЗ, (по чьей просьбе шла «экспедиция» И.К.Кириллова), принял подданство Анны Иоанновны. Средний ЖУЗ больше метался меж Россией и Джунгарией, р.Яик был границей от Оренбурга до Верхнеяицкой пристани, (осн.1734г). Последняя была на выходе Яика из гор и устье тогда солидной Урляды. Вниз по Яику шли речные караваны с стройматериалами, провиантом, оружием и боеприпасами. От Чебаркульской крепости сложился Ново - Исетский тракт. В январе 1736 г мятежники сожгли Верхнеяицкую пристань. Возникла нужда продолжения Ново-Исетского тракта по правобережью пограничного Яика к форпосту Смелый и Магнитной пристани, что была ниже устья в те годы многоводного Малого Кизила и откуда было удобнее сплавлять вниз по Яику грузы, (в зимнее время,-по льду, но под более сильной охраной!). В 1737-38г Верхнеяицк возродился, но уже как крепость, (чьи бастионы в мае 1774г Пугачёв обошёл стороной). Русско-турецкая война 1735-39гг и инспирированные Турцией на Урале мятежи 1735-39гг вынудили Россию в 1739г вынести Оренбург в Красногорскую крепость на берегу Яика и начать усилять Уйскую укреплинию от Верхяицка до её впадения в Тобол. (С Золотоордынских времён была дорога от Казани, мимо Уфы, через восток плато Устюрт к Хиве и Бухаре. В Башкирии у этого пути мавзолеи Тура -хана, Хусейн-бека возле Чишмов и Бэндэбике между Мраково и Исянгулово. Красногорская крепость была на переправе этого пути через Яик). Верхнеяицкая крепость оказалась на изломе линии крепостей, идущих по Яику на юг, и линии укреплений по Ую, идущих на восто к. После смерти Анны Иоанновны и агрессии джунгар 1741-42гг, (нападению подверглись Орская и Таналыкская крепости), Младший ЖУЗ отошёл от России. В 1743г Оренбург спустился ещё ниже по Яику к устью Сакмары. В 1743г возникли Троицкая и Магнитная крепости. В 1743г губернатор Оренбуржья И.И.Неплюев, возвращаясь из Шадринска в Оренбург вдоль рек Уя и Яика, в июне возле Магнитной пристани оставил опорный пункт в районе горы Магнитной, (что была за Яиком на его левобережье). Челябинск в 1743г стал центом Исетской провинции. (В 1744г Исетская провинция стала частью Оренбургской губернии. В 1755г создали Оренбургказачество, Исетские казаки стали впоследствии его 2-м отделом с центром в Верхяицке, 3-м с центром в Троицке, 4-м с центром в Челябинске). С тех лет Верхнеяицк, Челябинск и Троицк стали центрами торговли с Востоком. (Караваны верблюдов через Вернеуральск даже приходили в Тирлян за кровельным железом и бытовой утварью из него). Особенно тогда, когда Джунгар -Ойротия в 1759гг пала под ударами Китая, дошедшего до южных берегов оз.Балхаш. Ни Астрахань, ни Оренбург после этого не могли соревноваться с Троицком в торговле с Китаем, т.к. на их пути к нему были алчные посредники Коканда, Бухары и Хивы. (Не зря Екатерина II после Пугачёва задумала строить тракт своего имени от обойдённого, как и Верхнеяицк, Симбирска через земли не принявших участие в мятеже крещеных калмык, мимо уцелевшей при осаде Уфе на Белорецк-Вернеуральск-Троицк). Ненавидев мать, Павел I повернул дошедший к 1796г до Бугульмы «тракт Екатерины» на Белебей-Стерлитамак с перспективой на Оренбург. (Откуда он мыслил походы в Индию, чем подписал себе приговор. Хозяйка Индии,-Англия организовала против него в 1801г заговор). Почитав бабушку, Александр I был вынужден от Стерлитамака к Белорецку вести «тракт» через сложный рельеф хребтов Алатау-Калу-Юрматау. (Уже в наши дни, как часть изначальных замыслов Екатерины Великой, построен асфальт Белорецк-Инзер-Булгаково). В 1739г Ново-Исетский тракт от Магнитной пристани повернули к Красногорской крепости и стали строить на нем почтовые «ямы», (откуда, -«ямщик»). Берг-Коллегия обязала И.Б. Твердышева на перекрёстке пути Авзян-Орск и Ново-Исетского тракта в 1750г сдать Преображенский медезавод, (Зилаир), (на том пути, ушедшая из Авзяна через 8 дней после взятия в тылу Белорецка через Каноникольск -Зилаир на Орск, Башкирская кавбригада М.Л.Муртазина, 23 августа 1919г перешла у Орском на сторону КА), а в 1753г по указу Берг -Коллегии близ слянии Ика и Сурени граф А.И. Шувалов запустил Покровский медезавод. (Сегодня это часть дороги Баймак -Зилаир-Исянгулово). В мятеж Батырши 1755-56гг сожгли Преображенский, Каноникольский, Верхне-Авзянский и Покровский заводы, (последний безвозвратно). Были раззорены почтовые «ямы» от Сапсальского до Покровского. Повредили Богоявленский медезавод и Табынскую крепость. Путь от Верхнеяицкой крепости к Табынской через Авзян раззорили. В 1759г Берг-Коллегия обязала И.Б.Твердышева строить на устье Тирляна завод, чтоб формировать «военный» путь Верхнеяицк-Тирлян-Сатка-Вх.Киги для прямой связи Верхнеяицка с Центром России. (В 1837г по дороге Сатка-Тюлюк-Тирлян-Вернеуральск-Магнитная-Кизил проехал со свитой будущий Император Александр II . За три года до коронования, 23 июня 1891 года, в Магнитной побывал Николай II , следовавший тем же путём. Газ в Тирлян пришёл отводком от газопровода Учалы-Миндяк возле старой дороги Тирлян-Верхнеуральск. На карте БСЭ «Златоустовская операция КА» путь Сатка -Тюлюк-Тирлян-Верхнеуральск показан, а узкоколейка Запрудовка-Белорецк,-нет!). Семилетняя война России с Пруссией требовала металла для пушек и оружия. В 1756г сдали Вознесенский медезавод, (Иргизлы), Нижне -Авзянский завод, возродили Богоявленский медезавод и Верхне-Авзянский железоделательный завод. В 1757г первый металл дала Сатка. Успехи в Семилетней войне, (в 1760г пал Берлин), позволили Твердышеву И.Б. решиться на перенос стройки Белорецкзавода, без разрешения Берг-Коллегии, навстечу руде Магнитной на 35 вёрст ниже по Белой, но на возрождающемся «военном» пути Верхнеяицкая -Авзян-Табынская. От Тирляна где в комплексе с плотиной работали 2 водяные лесопилки, а позже откуда шёл уголь, возникла тележная дорога Тирлян-Белорецк. Разрешение Берг-Коллегии было получено в 1763г, когда завершили ремонт Табынской крепости. В междувластие Елизаветы Петровны и Екатерины II владелец Авзяно-Петровских заводов с 1760г, Евдоким Демидов отсудил право добывать руду на отдельном руднике Магнитной и создал «рудовозную» дорогу Магнитная-Аскарово-Авзянпетровские заводы. Чтобы не упустить Магнитную И.Б. Твердышев ещё до пуска в 1767г Белорецкого завода в 1759г проторил «рудовозный» путь Магнитная Абзаково-Белорецк. В этом его поддержала Берг-Коллегия, т.к. «припограничная» часть Ново-Исетского тракта: - Верхяицкая-Степное-Тайсара-Кирса-форпост Смелый Магнитной крепости часто подвергалась набегам киргиз-кайсак, (или местного населения под видом кайсак,-своеобразная барымта), и требовала более удалённого от границы «дубля». Для кардинального дубля Ново -Исетского тракта от решили использовать технологические дороги. От Каргалы к Вознесенскому заводу шла руда через Сакмарский городок-Ташла-Мраково-Иргизла. Для согласованного сброса вод заводских прудов, обеспечивающих оптимальный уровень Белой в весенний сплав железа и меди шла дорога Вознесенский завод-Нижний Авзян. С 1759г «административный» путь Верхнеяицк-Авзяны-Вознесенск- Мраково-Оренбург получил официальный статус и на нём стали вести «почтовую гоньбу», (весьма прибыльное дело для «лошадных» рабочих Авзяно-Петровских заводов, предпочитавших её работе у домен и молотов). На этом пути в 1762г стали строить Белорецкзавод, (сдан в 1767г), в 1769г запустили Кагазавод, а в 1772г,-Кухтурзавод, (у Кагарманово). Разбитый у Сакмаргородка Пугачёв бежал с горсткой соратников в Вознесенск, затем в Нижний Авзян, откуда отправил по льду ещё не вскрывшейся Белой по «рудовозной» дороге к Магнитной крепости основные силы, что он смог собрать в Вознесенске и Авзянах. Карта энциклопедии «Военная история башкир», (Уфа -2013г) показывает это. С наскоку мятежники взять Магнитную не смогли, но блокировали в ней приготовленные к сплаву по Яику обмундирование, продовольствие, оружие и боеприпасы, так необходимые Пугачёву. фото сохранившегося дома в Авзяне, служившего штабом Тепло встреченный в Авзяне Пугачёв на 3 дня загулял и даже «женился» на местной красавице, - Фаине Фоминишне. Белая вскрылась и отрезала путь Пугачёву к Магнитной. Он из Авзяна отправил гонцов с указами, Белобородову от Сатки, а Туманову от Челябинска, идти к Магнитной. Сам же, встревоженный слухами, что генерал Фрейман готов идти на Авзян от Табынска, 11 апреля 1774г пошёл правым берегом Белой на Кухтурский и Белорецкий заводы. Возле устья р.Узян дорога уходила и возвращалась на правый берег Белой у скита староверов и «святого» источника. (Узянский завод поставили взамен сожжённого Кухтурзавода). Из-за паводка отряду Пугачёва пришлось по правобережью прорубать 9-ти км просеку, до сих пор называемую старожилами Узяна «пугачевской дорогой». После боёв у Челябинска 9-10 апреля пятитысячное войско Туманова, возглавившего после Грязнова повстанцев Исетской провинции, по отчаянному призыву Пугачёва оставило Челябинск, отступило к Чебаркулю и Сатке.Туманов от Сатки пошёл к Белорецку, где с 13 апреля был Пугачёв. Туда же велели прибыть запаздывающему Белобородову.с имевшейся при нем артиллерией. 3 мая Пугачев с пятитысячным отрядом, без артиллерии, подошел к Магнитной. Гарнизон Магнитной имел всего 100 человек, но при этом 10 орудий и огромные запасы пороха и ядер к ним. Он отбивал все атаки восставших. Но 8 мая Магнитная пала. Пугачев 9 мая вышел из Магнитной, получив известия, что Фрейман вышел из Табынска на Авзян, и пошел Ново-Исетским трактом, обойдя Верхнеяицк, к Карагайской, Петропавловской и Степной крепостям, Подгорному и Санарскому редутам, на границе киргиз-кайсакских степей Их гарнизоны Ступишин стянул в Верхнеяицк. Там же находился де Колонг, пришедший с отрядом из Челябинска через Троицкую и Уйскую крепости. Троицк оказался для Пугачёва «Троянским конём». Если в Магнитной, главными трофеями были «военные грузы», то в богатом торговом Троицке мятежники перегрызлись меж собой за богатую добычу, отказывались воевать и при каждом удобном случае разбегались, пресыщенные награбленным. Это стало главной причиной поражений Пугачёва у Троицка и под Лягушиной. То же самое произошло в Казани. Доверчиво поверив «набеглому Царю», что он первым делом печётся о простом народе, городские низы помогли Пугачёву ворваться в Казань. Вошедшая в Казань 20-ти тысячная «армия» Пугачёва растворилась в ней, превратившись в орду мародеров, грабителей и насильников, не мешая Михельсону войти в город. Грабежу и насилию, в первую очередь, подвергся простой люд, - элита Казани укрылась за стенами Казанского Кремля, или добротно построенных для круговой обороны дворцов. Таким образом, вожди Крестьянского восстания, не обеспевишие дисциплину в своих рядах, обрекли это восстание на поражение, а себя на пленение и казнь в Москве через четвертование. Можно сказать, что мелкобуржуазная стихия, является основной причиной поражения Пугачева и основанием для того, чтобы называть бунты в России беспощадными и бессмысленными. Но причиной крестьянского восстания являлось желание мужеубийцы Софии Августы Фредерики Ангальт Цербстской (1729-1796) устроить золотой век для дворянства. свидетельством чего являются ее Указы К сожалению, судя по последним новациям правительства, которое готовит реформу системы взаимодействия государственных органов с гражданами, в результате которой чиновниками облегчат бремя рассмотрения жалоб со стороны населения. уроки Истории для наших правителей не впрок https://news.temaretik.com/2020280828387920725/rossiyanam-ogranichat-vozmozhnost-zhalovatsya-na-chinovnikov/ Возвращаясь из Асбеста в Белорецк, я видел грандиозную стройку развязки на Чебаркуль и Уйское. Устройство обхода с. Уйское. Идет укладка асфальта на пути Верхнеуральск-Степное-Бугодак-Тайсара-Кирса-Смеловский. В условиях, когда автотранзит из Китая и Казахстана нарастает, (сдана автомагистраль Астана-Жаксы-Есиль-Аулиеколь-Костанай), а автотрасса Южноуральск- Челябинск перегружена, это можетт означать только одно, - возрождение Ново-Исетского тракта, как более быстрого пути Челябинск-Магнитогорск. Карта ж/д Башкирии показывает о якобы готовой ж/д Межозёрное-Верхнеуральск. Но, увы, я убедился, что факт не соответствует действительности. Очевидно, это связано с пока не реализованными планами стройки ж/д Смеловский-Верхнеуральск- Межозёрный. После распада СССР часть ЮУЖД от Троицка до Карталов стала куском «суверенного Казахстана», а это означает, что в любое время он может быть заблокирован для свободного транзитного ж/д движения. Путь от ж/д вокзала Магнитогорска через Смеловский-Верхнеуральск-Учалы Миасс не только исключал погранично-визовый режим на транзите пассажирских поездов на участке Карталы- Троицк, но и был бы значительно короче и быстрее. В отличие от всех других вариантов, ж/д Смеловский-Верхнеуральск-Межозёрный шла бы без перевалов и горных ущелий с минимальными объёмами земляных работ и простоте дальнейшей эксплуатации. Исторический Ново-Исетский тракт был бы основой стройки и эксплуатации этой ж/д. Став магистралью ж/д Миасс-Учалы-Смеловский стала бы, в отличие от ныне убыточного ж/д тупика Миасс-Учалы, рентабельной. В условиях, когда ММК имеет контрольный пакет акций Бакальского рудника путь руды и Саткинских огнеупоров от Миасса на Магнитогорск через Учалы-Верхнеуральск более короче и дешевле. Кроме того,-это перспектива промышленной разработки Кирябинской группы железорудных месторождений. С этой дорогой были связаны планы выноса в Смеловский Магнитогорского цементного завода, (чьи основные фонды с 1947г крайне изношены, или морально устарели), из городской черты жилья Магнитогорска. Это бы отвечало нормам экологии правобережья Магнитки. В то же время, эта ж/д позволяла бы использовать запасы Мусинского месторождения известняков. Известно, что в большинство марок цемента идёт молотый доменный шлак. Грузовые составы с известняком из Мусино в Смеловский обратно везли бы шлак для Мусинского известково-цементного завода. Ж/д ветка от разъезда Кудашево через Кутуево по рельефу достаточно проста. Мусинский цемзавод мог быть, как в Мусино, так и в Кудашево, на ж/д примыкании. Источниками рабочих рук в обеих случаях могли быть жители Учалов и Межозёрного, где в результате отработки запасов медных и медно- цинковых руд их востребованность снижается. Автодорога Верхнеуральск-Межозёрный-Учалы, идущая вблизи Кудашево, упрощала бы их доставку к месту работы. Газопровод Учалы-Миндяк, идущий мимо Мусино, так же может упростить решение многих технологических вопросов. Учалы- ГОК готовит рудный концентрат, который превращается в металлы в Челябинске и Екатеринбурге. Сегодня, когда в Стерлитамаке возник конфликт из-за шихана Куштау между Башкирской содовой компанией и экологами, ж/д Межозёрный-Вернеуральск-Смеловский могла бы решить часть проблем БСК. Изготовленный на базе Мусинского месторождения известняков полуфабрикат мог бы легко, минуя перегруженный Транссиб, по ж/д через Смеловский-Белорецк-Карламан попадать для окончательной доработки готовой продукции в Стерлитамаке. Как вариант,- производство соды непосредственно возле Мусинского месторождения известняков. Главной загвоздкой в освоении Мусинского месторождения Известняков, является то, что Чешская компания «Мат-минералс» и Чешский экспортный банк», бравшиеся за его разработку и строительство Мусинского известково- цементного завода после событий августа 2008 г в Южной Осетии и объявленных против России экономических санкций, и не ведёт каких-либо работ на месторождении, и не отказывается от приобретенных прав на него. Главное, что чехи проектировали соединительную ж/д ветку Абазаково-Кубагушево-Мусино-Кудашево, на первом этапе пересекающую сложнопересеченную местность. В районе Миндяка были сделаны значительные земляные работы. Вариант чехов был сложнее, но шёл мимо брошенного золоторудника Миндяка и, скорее всего, больше притягивал их. Как известно, в планах Правительства Башкирии до 2030 г. записано строительство ж.д. Учалы-Белорецк. Как 

говорится, этим планам до Богу уши письмо от Панкратова.jpg В. Миткалев, 20.08.2020 Форматирование: Р. Янахметов 21.08.2020. г. Белорецк

Комментариев нет:

Отправить комментарий