Немного истории, и как г. Белорецк сделать важным транспортным узлом

Важнейший стимул развития любой территории,-развитие её
транспортной структуры. Самой первой дорогой в Белоречье был путь
Табынская крепость-
Богоявленский завод-устье
Авзяна-стройка
Кананикольского завода-
Преображенский завод, (Зилаир)-
Орск. От устья Авзяна с 1737г были ветви на Верхяицкую и Магнитную крепости. В 1753г граф Пётр Иванович Шувалов начал строить Авзян-Петровский завод, сдав его в марте 1755г. После сдачи Вознесенского завода, (Иргизлы), в 1757г через него от Авзяна пробили дорогу на Кзыл-Мечеть, (Мраково), и Оренбург. Из-за того, что Верхавзянский и Нижнеавзянский, (сдан в 1757г), заводы в то время были в узле сухопутных и речной, (Белая), путей сообщения, они стали процветающими и к началу мятежа Емельяна Пугачёва приросли
Кагинским, (сдан в 1769г), и
Кухтурским, (сдан в декабре 1773г), заводами. Авзян тогда был «воротами» в южное Зауралье, в Китай и Среднюю Азию. Кроме этих заводов к началу мятежа Пугачёва в 1767г в Белоречье был пущен
Белорецкий завод, (построен возле пути Авзян-Верхяицк и родивший путь
Тирлян-Белорецк-Магнитная). Пущенный в 1819г «тракт Екатерины» ещё больше усилил транспортное значение Авзяна, но сданная в 1911г ж/д Полетаево-Троицк снизило транспортную роль Авзяна для всего Белоречья, а сданная в 1913г узкоколейная ж/д Запрудовка-Тирлян-Белорецк начала превращать Белорецк в «новые ворота» Белоречья, что в конечном итоге после Гражданской оставило его по большому счёту, единственно уцелевшим из всех горных заводов Белоречья.

После сдачи ж/д Белорецк-Инзер-Карламан, (позволившей ликвидировать узкоколейку Запрудовка-Тирлян-Белорецк, делавшую Белорецк уникальными «воротами» Белоречья. Так для того, чтобы из Инзера попасть в Уфу, лежащую от него на северо-западе, нужно было сначала попасть в лежащий на юго-востоке Белорецк и только потом двигать с пересадками к Уфе. Путь через Магнитку был ещё длиннее и дольше!) и пущена автотрасса Белорецк-Серменево-Инзер-Булгаково, открывшие удобные и прямые транспортные пути на запад, (к Уфе и Москве), транспортные «центры тяжести» Белоречья начали смещаться на запад, ближе к промышленным центрам Башкирии. Так в Татлах был сдан канатный цех, один из вариантов места «Белстали» так же был у Татлов. Белорецк стал безнадёжно угасать даже по сравнению с не имеющими прямой ж/д связи с Уфой Учалами, (но имеющими прямую ж/д связь с Миассом и Челябинском).

Нужны кардинальные меры возрождения транспортного значения Белорецка. Для его спасения от деградации и вымирания. В первую очередь, досрочной стройки ж/д Белорецк-Учалы, (заложенной в «Программе транспортного развития РБ до 2030г»). Данная ж/д сделает Белорецк узловым на ж/д путях к Миассу-Челябинску, Магнитогорску-Астане, Уфе-Москве и поможет возродить самостоятельный БМК полного цикла с уникальной «белорецкой металлургией», (то что ныне БМК чудом переделывает,-либо «вершки» с завышенным содержанием шлаков, либо «корешки» с завышенным содержанием тяжёлых металлов. «Золотая середина» челябинского металла уходит за валюту на экспорт. Это чудо, что БМК на таком дерьмовом сырье ещё держится на плаву!!).

Другим аспектом возрождения Белорецка, как транспортного узла, является придание автотрассе Булгаково-Белорецк
Федерального статуса. Это будет реально при возрождении восточной части «тракта Екатерины»,-
Белорецк-Верхуральск-Троицк, чьи позиции логистики резко выросли после сдачи Казахстаном автострады Жаксы-Аулиеколь-Костанай. Особую роль играет межэтническая рознь стран Средней Азии, их взаимные территориальные претензии, политическая нестабильность Киргизии и экологическая катастрофа Арала. В случае модернизации участка «тракта Екатерины» от Казаккулово до Вятского-Степного, китайский и казахский автотранзиты в Европу пойдут, обходя перегруженные автостраду
Троицк-Челябинск и Федеральную М-5 «Урал» на участке
Челябинск-Уфа по более короткому пути
Троицк-Белорецк-Уфа. Тогда, безусловно
, автотрасса Булгаково-Белорецк будет иметь
статус Федеральной, а Белорецк,-одним из важных транспортных узлов Евразии.

В.А. Миткалев
Комментариев нет:
Отправить комментарий