четверг, 3 августа 2017 г.

Р. Хамитов: "Изучение башкирского языка было, есть и будет."


Это заявление прозвучало 3 августа, когда Глава Башкортостана Рустэм Хамитов посетил с рабочей поездкой Дёмский район Уфы, где ознакомился с ходом строительства новой школы-лицея № 161.

Проект реализуется с февраля 2016 года. С притоком населения в новые жилые комплексы количество детей школьного возраста в Дёмском районе ежегодно увеличивается в среднем на 500 человек.


Строительство школы ведется с привлечением средств федеральной субсидии в рамках программы «Содействие созданию в субъектах РФ новых мест в общеобразовательных организациях». Её стоимость оценивается в 780 млн рублей. Общая площадь школы – 20 тысяч квадратных метров. На объекте трудятся около 200 рабочих.


Рустэм Хамитов ознакомился с планировкой классов и вспомогательных помещений, оценил качество выполненных работ.
На сегодняшний день возведение четырёхэтажного здания школы завершено, ведутся внутренние отделочные работы. Подключена система отопления, идёт тестирование инженерных сетей. В здании оборудованы лифты, бассейн, два больших спортзала и актовый зал на 504 места. Учащиеся начальных классов разместятся в отдельном блоке. Во дворе школы строятся стадионы с футбольной, волейбольной и баскетбольной площадками.

В ходе осмотра Глава республики поинтересовался укомплектованностью школы необходимым оборудованием, отметив, что к началу учебного процесса нужно завершить не только строительные работы, но и сборку учебной мебели, компьютеров. Должна работать и школьная столовая.
Отдельное внимание руководитель региона уделил строящемуся бассейну. По словам Главы Башкортостана, одна из задач руководства школы – обеспечить эффективную работу сооружения, покрывающую эксплуатационные расходы.


– Обслуживание бассейна достаточно дорогое. Школа не сможет его содержать самостоятельно, – отметил Рустэм Хамитов, посоветовав рассмотреть возможность организации работы бассейна для жителей Уфы, спортсменов.

Стенограмма подхода к прессе:


КОРР.: Рустэм Закиевич, приоритетной задачей в сфере образования республики является переход на односменный режим обучения. По итогам прошлого года доля обучающихся в первую смену увеличилась и составила 88 процентов. Здесь нельзя не отметить совместные усилия федеральных и региональных властей. Скажите, пожалуйста, как в этом году будет реализовываться план ликвидации двухсменного режима в школах?

Р. ХАМИТОВ: Правительством Российской Федерации и Президентом поставлена задача – к 2025 году перевести все школы на территории страны в режим односменного обучения. Конечно, это требует значительных ресурсов – строительство новых объектов. У нас в республике, вы уже назвали, 88 процентов детей обучаются в первую смену. Но эта ситуация на сегодняшний день неравномерна от города к городу, от муниципалитета к муниципалитету. Самые сложные вопросы возникают прежде всего в городах, в частности в Уфе.

Одним из районов, где проблема второй смены, что называется, по-настоящему заводит детей, родителей, является Дёмский район. Почти 60 процентов детей учатся в первую, а более 40 процентов – во вторую смену. Конечно, эта ситуация ненормальная, и понятно почему: в Дёмском районе 7,5 тысячи детей школьного возраста, а школьных мест всего 4,5 тысячи. Дефицит в три тысячи мест.

В этом году к 1 сентября будет введена новая школа № 161 в Дёме, в которую пойдут учиться 1 225 ребятишек, из них только первых классов будет восемь. Конечно, это резко снимет напряженность по второй смене в Дёмском районе. Кроме того, мы понимаем, что надо ещё строить. Надо строить, может быть, две школы в Дёме для того, чтобы полностью закрыть этот вопрос. Будем решать эту задачу до 2025 года. Время есть, но так долго мы не хотим затягивать. Нам надо быстрее решить этот вопрос.

Уфа – город номер один с точки зрения вторых смен, но есть ещё Стерлитамак, Салават, Октябрьский, Нефтекамск, Сибай. Там ситуация легче, хотя там тоже нужно строить.

Уверен, что те темпы, которые мы сегодня набрали, и то финансирование, которое есть в федеральном и республиканском плане, позволит нам справиться с этой задачей в полном объёме. Так что сомнений в этой части у меня нет. Единственное, надо смотреть, чтобы здесь не было перебора, потому что идёт демографический спад. Мы знаем, что если через пять лет в школы пойдут 60 тысяч первоклассников, то через семь лет их будет уже 50 тысяч, на 10 тысяч меньше. И через восемь или девять лет их будет 46 тысяч. Поэтому здесь сбалансировать нужно с тем, чтобы деньги, скажем так, тратить оптимально.

КОРР.: Рустэм Закиевич, тема, связанная с образованием, которая вновь получила широкое обсуждение – преподавание родных языков в школе. Как сейчас обстоят дела в этом вопросе?

Р. ХАМИТОВ: Две недели назад в Йошкар-Оле Президент Российской Федерации провёл заседание Совета по межнациональным отношениям. Владимир Владимирович отметил, что родные языки являются достоянием народов нашей страны, что языки надо беречь, сохранять, и Конституция, и законы Российской Федерации дают право изучать родные языки в полном объёме без всяких ограничений. Одновременно Президент отметил, что нельзя заставлять учеников, для которых коренной язык республик не является родным, обучать против убеждений, против желания.

Министерство образования Республики Башкортостан ещё раз проанализировало ситуацию с изучением родных языков в республике и увидело, что нужно внести изменения в базисные образовательные планы восьмого и девятого классов, касающиеся обязательности изучения башкирского языка как государственного.

Эти изменения будут внесены, в том числе и потому, что идёт гармонизация, сопряжение башкирского и российского законодательства в части федеральных государственных образовательных стандартов и подходов к изучению родных языков.

Соответствующие приказы будут изданы Министерством образования. Хочу сказать, что это никоим образом не изменит ситуацию в части изучения башкирского, татарского, чувашского, других родных языков. Считаю, никаких опасений в этой части с точки зрения уменьшения часов нет.

Мы должны понимать, что в Республике Башкортостан, конечно, нужно делать всё, чтобы сохранить башкирский язык. Язык находится в зоне риска, носителей языка не так много – немногим более миллиона человек.

В этой части республиканская власть, Правительство республики должны делать всё, чтобы помочь башкирскому языку. Мы эту работу видим следующим образом. Нужно способствовать тому, чтобы в школах появились дополнительные уроки для тех, кто хочет изучать родной язык углублённо. Эти занятия можно и нужно проводить в варианте факультатива. Уверен, что такая форма обучения будет востребована.

Далее – надо внедрять варианты электронного обучения башкирскому языку. Сегодня Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы работает над созданием программы электронного обучения башкирскому языку. Думаю, в скором времени она будет в свободном доступе, и обучение это можно будет проводить, что называется, вне пределов республики и даже страны.

Кроме того, надо посмотреть вечерние формы обучения башкирскому языку в школах для желающих, которые хотели бы заниматься изучением языка. Такая форма тоже должна быть доступной.

Интересные предложения звучат из Университета третьего возраста, когда ветераны хотят совершенствовать свой родной язык и тоже просят такого рода подготовку организовать – и это тоже вариант.

Одним словом, нам надо расширить возможность изучения башкирского, татарского, чувашского, марийского и других языков для тех, кто хочет изучать свой родной язык.

На сегодняшний день во всех учебных заведениях созданы условия для изучения родных языков. Никаких ограничений, запретов с точки зрения изучения языков нет.
В то же время надо понимать, что изучение родного языка – это прежде всего выбор родителей. В данном случае моё личное мнение – чтобы башкирский язык у нас в республике изучался как государственный, чтобы родители выбирали башкирский язык как государственный и соглашались с тем, чтобы их дети изучали башкирский язык здесь у нас в республике как государственный. Надеюсь, что понимание родительского сообщества в этой части, конечно же, будет найдено.
Не надо политизировать тему языков, создавать конфликты вокруг родных языков. Не нужно идти на противостояние, потому что это очень деликатная тема. Силой заставить изучать язык, традиции, обычаи народов невозможно. Поэтому излишняя политизация приведет лишь к расколу общества. Хочу предостеречь часть наших граждан от такого рода действий. Так нельзя. Это очень опасно во всех смыслах.
Нужно разумно, спокойно подходить ко всем этим вопросам. Еще раз хочу сказать, что возможности для изучения родных языков у нас в школах созданы в полном объеме. Никто, ни один ребенок не может быть лишен этой возможности. Права ребенка защищены Конституцией.
Обращаясь к директорам школ, хочу сказать, что сегодня нельзя допускать спекуляции на эту тему – это первое. Второе – нельзя волновать учительское сообщество, особенно учителей башкирского языка. Нельзя уволнять учителей башкирского языка, надо сохранять коллективы, поскольку количество часов не уменьшается.
Если мы говорим о восьмом-девятом классе, там будут введены дополнительные факультативы. Это тоже нагрузка для учителей, нормальная нагрузка. И если потребуется небольшое финансирование для того, чтобы обеспечить ресурсами и учителями те группы, которые не захотят изучать родные языки, мы эти ресурсы найдём. У нас есть финансы. Здесь никаких проблем не возникнет.
Уже более 10 лет идёт процесс гармонизации республиканского законодательства с федеральным и понимания того, как должны организовываться федеральные и республиканские образовательные стандарты. Главное сейчас – проявить разум.
Башкирский язык был, есть и будет. Изучение башкирского языка было, есть и будет. Объем изучения во многом зависит от решения родительского сообщества. Но в то же время мы понимаем, что здесь в республике должны башкирский язык сохранять и оказывать все меры поддержки. Это очень важно со всех точек зрения.
http://glavarb.ru/rus/press_serv/rabochie_poezdki/69069.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий