пятница, 28 апреля 2017 г.

Глава Башкортостана и проблема «Выбора сильнейших»

Рустэм Хамитов выступил на V Межрегиональном кадровом форуме
27 апреля в уфимском Конгресс-холле Глава Башкортостана Рустэм Хамитов выступил на пленарном заседании V Межрегионального кадрового форума «Человеческий капитал страны: вызовы региональной Стратегии-2030».

Целью форума является определение основных направлений совершенствования региональной политики управления трудовыми ресурсами, возможность совместного комплексного обсуждения актуальных проблем и путей их решения, обмен опытом и практиками управления персоналом между органами государственной власти и организациями.

В работе форума принимают участие руководители и должностные лица органов государственной власти и местного самоуправления, топ-менеджмент российских и республиканских компаний, представители крупного, среднего и малого бизнеса, научные и образовательные учреждения, службы управления персоналом.

Стенограмма выступления Рустэма Хамитова:

Добрый день, уважаемые друзья, гости форума!

Отрадно, что у нас в республике проходит уже V Кадровый форум. Я вижу перед собой полный зал, даже балкон практически заполнен. Это говорит о том, что тема, которую мы с вами обсуждаем сегодня, актуальна, интересна, важна для всех – для общества в целом, для предприятий, вузов, органов власти. Хотелось бы, чтобы на этих форумах мы получали и новые знания, и новые результаты. Видели, что совместно мы движемся вперёд в таком сложном вопросе, как подготовка кадров, кадровая политика и многое другое, сопряжённое с этим.

Первый и главный вопрос руководителя любого уровня – кадры: «Где взять людей?». И с этой кадровой проблемой сталкиваются все и везде: и на уровне федеральных или региональных органов власти, и на предприятиях. Собственно, сегодня дело обстоит так, что мы всё чаще слышим: «Нет людей, нет кадров». Где их найти? Что делать с этим?

Казалось бы, одновременно работают кадровые агентства, трудятся значительные коллективы по поиску «светлых голов», умов, новых креативных, активных, честных людей. В то же время вопрос или даже вопль «Кадры!» висит в воздухе. Может быть, это противоречие времени, загадка нашего сегодняшнего развития? Но на самом деле это так.
Опять же, с одной стороны, попытки составления списков кадрового резерва, работа с молодёжью, работа на предприятиях, промышленных производствах в поиске необходимых людей. И в то же время колоссальный дефицит знающих, толковых людей, которые могли бы организовать процессы в обществе и на производстве.
И мы, работая во власти, испытываем точно такие же проблемы. И я порой в затруднении, когда речь идёт о поиске подходящих людей, специалистов на те или иные должности. Этот отбор, выбор людей занимает у нас достаточно много времени не только потому, что мы тщательно изучаем ситуацию, но и потому что действительно не находим тех, кто нам нужен.

Есть ли, вообще говоря, системная работа с кадрами? Или она носит эмоциональный характер, как это было и раньше? Знакомый, знакомый знакомого, знакомый знакомого знакомого, а то, не дай Бог, родственник, друг или товарищ. Что сегодня, вообще говоря, есть в кадровых службах, даже, если говорю об органах власти, на самом высоком уровне? Пока только попытки создать систему. Но в то же время мы понимаем, что это система ещё мозаична, не оформлена в целое, существуют только отдельные её фрагменты.

В кадровых делах, как и в выборах, к сожалению, до сих пор пока ещё процветают такие сложные, проблемные вещи, как конфликты, компроматы и прочие ненужные нам на сегодняшний день моменты. Но это на самом деле так.



Продолжая разговор о власти и о кадровой политике во властных структурах, мы понимаем следующее. Несмотря на то, что порой пишут в газетах, в средствах массовой информации, особенно в интернете, работа во власти крайне сложна и ответственна. И требования, которые мы предъявляем к людям, весьма высоки. Но власть, как и любое явление в обществе, имеет свою «тень». Любителей рассматривать только теневую сторону работы власти колоссально много. А сущность деятельности властных структур скрыта от глаз людей. Считается, что значительное количество людей работает, каким-то бюрократическим способом они производят бумаги или принимают какие-то решения – и всё.

Хочу сказать, что, конечно же, работа с «тенью» – это неверный принцип. Нам нужно больше говорить о том, какие сложные вопросы решает власть, какие трудности имеются в работе, каковы ресурсы, которыми оперирует сегодня власть, что нужно делать, чтобы власть стала ближе к людям. Конечно, власть не идеальна. И общество не идеально, и любой человек. Поэтому зацикливаться на этих «теневых» сторонах жизни, мне кажется, совершенно не перспективно.

Возвращаясь к теме нашего сегодняшнего обсуждения, хочу сказать, что мы с вами, уважаемые коллеги, те, кто занимается кадровой работой, кадровой политикой, формируем общественный или социальный капитал. Это то, что связано с развитием общества. Это даже не производственная сфера и не капитал, который мы обычно себе представляем в виде финансов или каких-то строений.
Общественный, социальный капитал – это деятельность общества на формирование позитива внутри себя. Кадровая служба, кадровая работа – это прежде всего формирование позитивного образа и общества, и власти, и, если хотите, структур, сопряжённых с производством, и т.д. Мы должны это чётко понимать: кадровая работа – позитивна.
Сегодня мы в республике работаем над Стратегией развития Башкортостана до 2030 года. В центре этой стратегии – человек, его интересы, заботы, запросы, пути развития человеческого потенциала. Когда начинается работа над подобными стратегическими документами, то всегда возникают объективные вопросы. Как предвидеть будущие изменения на рынке труда? Как составить научно обоснованный прогноз кадрового заказа? Насколько возможно при этом учесть изменения демографической ситуации, процессы урбанизации, перспективные планы по открытию новых производств, реализации инвестпроектов и другие значимые факторы? Действительно вопросов колоссально много.

Мы критикуем – порой объективно и правильно – наши вузы за то, что подготовка кадров для нашего общества существенным образом деформирована. Я не буду называть специальности, по которым сегодня явный переизбыток и подготовка кадров в которых не требует больших затрат. И, наоборот, там, где нам нужны люди, собственно говоря, нет выпускников соответствующих знаний и компетенции. Я могу говорить о том, что недорабатывают и в средних специальных учебных заведениях, и в профтехучилищах, иногда заменяя PR-акциями сущность работы в этих структурах.

С помощью ведущих специалистов Московской школы управления СКОЛКОВО мы ведём прогностическую работу. Спасибо большое Олегу Борисовичу (О.Б. Алексеев, модератор заседания, руководитель проектной работы программы «Приоритетные направления развития и стратегические проекты РБ» Московской школы управления СКОЛКОВО) за его деятельность, за ту совместную работу, которую он проводит вместе с нами. Думаю, Олег Борисович расскажет об этом более подробно. Вместе мы, работая над Стратегией-2030, видим свою задачу прежде всего в формировании кадрового потенциала республики. Не нефть, не газ, не машиностроение, не робототехника, а люди. Это главнейший и серьёзнейший вызов и вопрос сегодняшнего времени.

Важным результатом реализации стратегии должна быть работа над сегодняшними слабыми местами в нашей республике. Мы – территория, через которую за год в среднем проходит большой миграционный поток численностью 120-130 тысяч человек. Если взять наших ближайших соседей, допустим Самарскую область, там миграционный поток – 60 тысяч, Татарстан – 75-80 тысяч, Челябинскую область – 60-65 тысяч. А через нашу республику движется колоссальное количество людей – 125-130 тысяч человек приезжают и уезжают. Мы находимся в таком активном участке перемещения людских потоков. Это и хорошо, и плохо. Пока сальдо не в нашу сторону, к сожалению: 125 тысяч человек приезжают, 130 тысяч уезжают. Мы должны понять, с чем связана такого рода аномалия в известном смысле этого слова.

Далее. Мы знаем, что в части приведения системы образования в соответствие с запросами рынка труда треть работников должны иметь высшее образование. У нас сегодня эта цифра существенно ниже. По количеству вузов и количеству студентов на тысячу человек населения мы отстаём от наших ближайших соседей. Это старая, известная проблема нашей республики, но этим мы, конечно же, будем заниматься.

Несколько слов о задачах, которые мы должны решать в первую очередь для достижения этих и других важных показателей. Первое – это развитие эффективной системы управления трудовыми ресурсами. Казалось бы, это затёртые слова – «система управления», «трудовые ресурсы» Это всё надо привести в систему, в соответствие с требованиями, понимая, что идёт и сокращение численности, и снижение рождаемости, и старение населения. Но в этих условиях нам всё-таки, конечно же, нужно находить новые способы работы с теми, кто сегодня олицетворяет собой рабочие, трудовые руки.

В этом плане мы уделяем большое внимание электронному образованию. Неоднократно говорил о том, что в Южной Корее ежегодно 95 процентов работающего населения проходит повышение квалификации через электронные средства обучения. Я не знаю нашу цифру. Хорошо, если она 10-20, а может быть, и 30 процентов. Но я называю идеальный потолок, к которому нужно стремиться – 95 процентов. Успехи Южной Кореи сегодня во всех направлениях хорошо известны. И, конечно же, у себя в республике мы должны выстраивать такую работу по-настоящему.

Мы не можем работать без крупного бизнеса. Крупные предприятия на сегодняшний день дают нам 80 процентов налогов республики. И от того, как трудятся коллективы этих производств, зависит благополучие экономики. Мы тоже порой не знаем, как организована кадровая работа на этих предприятиях, что там происходит: только сливки снимают за счёт высокой заработной платы или там организована действительно системная работа, которая процеживает всё, что есть в обществе, с точки зрения поиска талантов, способных людей, самых лучших и подготовленных. Мы пока этого не знаем. Такой творческой, активной работы с бизнесом у нас на сегодняшний день нет. И нет взаимной подпитки кадрами. Сегодня вы в редчайшем случае увидите, если с крупного производства люди переходят на работу в органы власти, например, или в муниципалитеты. Это единичные случаи, когда нам ещё приходится уговаривать – и не день, и не два, и не месяц, а порой и полгода-год – с тем, чтобы люди перешли на государственную или муниципальную службу. Не идут. И дело не только в заработной плате. Я уже об этом сказал.

Вторая задача – содействие занятости населения.
Я отмечу, что Министерство труда и социальной защиты России начало работу по перестройке системы занятости. В этом вопросе федеральное руководство поддерживает инициативу нашего Министерства труда и социальной защиты населения, которое готово выступить в качестве экспериментальной площадки реформирования службы занятости, превращения её из «центра выплаты пособий по безработице» в активного регулятора регионального рынка труда.
Уважаемые коллеги!

Буду завершать своё выступление. Тема неисчерпаема, глобальна, и говорить об этом можно и нужно достаточно предметно и подробно. Ещё скажу лишь о том, что современный мир действительно определяет нам новые вызовы: робототехника, информатизация. Уже пошли разговоры о том, что скоро роботы вытеснят людей на многих производствах – роботы-продавцы, роботы-врачи, роботы-госслужащие и т.д. Но это будет не скоро, и в ближайшие 50-70, а может быть, и 100 лет, конечно же, человек и его труд будет востребован в полном объёме – и на производстве, и в управлении, и во всех других сферах. Робот – это только помощник. Робот – всего лишь приложение к человеку, когда нужно облегчить сложные условия труда. Сегодня это есть. Но, мне кажется, что когда порой говорят о том, что через пять лет начнётся массовое высвобождение, роботизация, это, конечно же, не так. Мы достаточно консервативны, и это хорошо на самом деле. Вызовы эти будут, но они не будут в ближайшее время глобальными. Мы должны, прежде всего, ориентироваться на наш человеческий потенциал, на людей.

Так что будем работать вместе с вами по этим направлениям, учиться, читать книги. Идя сюда, заглянул на свою полку и обнаружил, что у меня есть хорошая книга – «Выбор сильнейших», Клаудио Фернандес-Араос. Он описывает кадровую политику на крупнейших предприятиях, в органах государственной власти. И если выступления будут не интересными, я буду читать эту книгу прямо сейчас в зале. Это я предупреждаю.

Спасибо вам большое, уважаемые коллеги за то, что проводим этот кадровый форум. Думаю это очень интересно и всегда важно. Ещё раз желаю всем самого хорошего. Удачи и успехов! Спасибо большое!

http://glavarb.ru/rus/press_serv/vystupleniya/67549.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий