Прием на высшем уровне (интервью Рустэма Хамитова журналу «Эксперт-Урал»)
Саммиты стран Шанхайской организации сотрудничества и стран блока БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР, с 1 апреля РФ председательствует в Деловом совете БРИКС) пройдут 8-10 июля в Уфе. В повестке – вопросы развития экономик стран-участниц объединений. За их обсуждением стоит конкретная цель: создание собственных финансовых институтов – Нового банка развития и Пула валютных резервов. Мир получит новую модель финансовой архитектуры (впервые без участия западных стран), а для российской экономики банк развития станет серьезной поддержкой. Сейчас идет отбор более 30 российских проектов, которые после рассмотрения на Деловом совете БРИКС будут переданы в банк и с его помощью реализованы. Объем разрешенного капитала банка составит 100 млрд долларов, штаб-квартира будет располагаться в Шанхае. Россия также ставит задачи укрепления стратегической стабильности и международной информационной безопасности, усиления режима нераспространения оружия массового уничтожения и противодействия международному терроризму.
Как Уфа готовится принять участников саммитов и как международные мероприятия отразятся на развитии Башкирии, журналу «Эксперт-Урал» рассказал Глава РБ Рустэм Хамитов.
– Рустэм Закиевич, на саммите ШОС планируется принять стратегию развития организации до 2025 года. Это не просто документ, а в определенном смысле – заявление на новое качество влияния на региональном и международном уровнях. Как вы, руководитель крупного субъекта РФ, оцениваете масштабность договоренностей, которые предстоит обсудить в Уфе?
– Принятие Стратегии развития ШОС – серьезная заявка на весомое участие в повестке дня международной политики. С такой инициативой выступила РФ. Речь идет о придании импульса взаимодействию государств в рамках ШОС, более эффективной работе на ближайшие десять лет. Документ этот носит концептуальный характер, поэтому его подготовке уделяется особое внимание. Похожий документ будет вынесен на рассмотрение и на саммите БРИКС – Стратегия экономического партнерства до 2020 года, которая будет конкретизирована дорожной картой инвестсотрудничества.
Все дороги ведут в Уфу
– Почему именно Уфа выбрана местом проведения столь масштабных форумов?
– Мы находимся на границе Европы и Азии, вобрали в себя все самые характерные качества, присущие двум цивилизациям.
Западный гуманизм и предпринимательская жилка сочетаются у нас с восточным гостеприимством и радушием. Благодаря этому мы плодотворно взаимодействуем и с европейскими, и с азиатскими партнерами. Думаю, этот факт во многом стал определяющим при выборе места.
Перефразируя известную поговорку, сегодня можно сказать: все дороги ведут в Уфу. Принимать подобные саммиты – большая честь, и мы делаем все возможное, чтобы встречи в верхах были организованы на максимально высоком уровне. Гости увидят регион, открытый миру, открытый для новых идей, предложений и инвестиций, территорию с мощным промышленным потенциалом.
– Как вы оцениваете уровень подготовки к саммитам? Все объекты готовы принять высоких гостей?
– До саммитов осталось менее двух месяцев, поэтому можно сказать, что подготовка к ним вышла на финишную прямую. Уфа обладает всей необходимой инфраструктурой для проведения встреч как на высшем уровне, так и на уровне межстранового делового сотрудничества. Одной из самых ответственных задач стала модернизация уфимского аэропорта, и мы с ней справились. Капитально отремонтирована взлетно-посадочная полоса, позволяющая принимать такие сверхтяжелые самолеты, как Боинг-747, «Руслан» и Аэробус-330. За счет республиканских средств построен новый международный терминал, отвечающий всем мировым стандартам. С его вводом мы увеличили пропускную способность на зарубежные направления до 800 пассажиров в час. А поскольку после саммитов жизнь не останавливается, уже начата подготовка к столь же масштабной реконструкции терминала внутренних авиалиний.
Главные события саммитов будут проходить в Конгресс-холле. Он был построен в одном из самых живописных мест города, на берегу реки Белой восемь лет назад к 450-летию вхождения Башкирии в состав России. Однако нам потребовалось заново сформировать рабочее пространство для заседаний, встреч и переговоров глав государств, пресс-конференций. Сейчас здесь может одновременно работать более трех тысяч человек.
За два года подготовки к саммитам частные инвесторы построили в Уфе семь новых гостиниц, в том числе таких всемирно известных брендов, как Hilton, Holiday Inn, Sheraton. На территории одного из отелей будет действовать круглосуточный бизнес-центр, где созданы условия для организации деловых переговоров, конференций, официальных приемов.
– А после саммитов вся эта инфраструктура будет востребована?
– Пустовать они не будут. Только в этом году у нас запланировано несколько крупных событий в рамках председательства России в ШОС и БРИКС. Осенью республика примет форум межрегионального сотрудничества «Россия – Казахстан» во главе с президентами двух стран. Есть планы по созданию в Уфе постоянно действующей площадки для взаимодействия на уровне регионов в рамках международного сотрудничества. Тем самым мы начнем снизу цементировать политическую конструкцию стран ШОС и БРИКС. Президент РФ Владимир Путин поддержал эту идею. Так что в загруженности новых объектов можно не сомневаться.
Ручное управление
– Какой бюджет предусмотрен на подготовку и проведение саммитов? Достаточно ли этих средств, ведь сумма утверждалась задолго до кризиса.
– Окончательную сумму, которая будет направлена на проведение саммитов, назвать пока сложно. Опыт организации крупных международных мероприятий (Олимпиады в Сочи, Универсиады в Казани) показывает, что итоговые оценки финансовых расходов можно сделать только после их завершения. На сегодняшний день расходы на подготовку составили 10,5 млрд рублей. Из федерального бюджета получено и освоено 2,5 млрд, еще 2 млрд выделила республика, а частные инвестиции превысили 6 млрд рублей. Бюджетные расходы достаточно скромны: Уфа изначально была практически готова к приему. Нужно было лишь провести модернизацию Конгресс-холла, аэропорта и организовать места проживания. Поэтому кризис фактически никак не отразился на ходе подготовки.
– Насколько эффективно контролируются траты? Были ли зафиксированы нецелевые расходы?
– Контроль за расходованием средств, ходом строительства объектов, качеством выполненных работ я осуществляю лично. Можно сказать, работы ведутся в режиме «ручного управления».
За эти два года не было недели, чтобы я не выезжал на стройки, не контролировал подрядчиков. Вопросов было много, но решались они достаточно оперативно. Все понимали масштаб задачи.
– Как вы собираетесь задействовать волонтеров во время саммитов?
– Они будут встречать и сопровождать делегации. Интерес к саммитам у жителей республики, страны очень велик, многие хотят стать частью этого события, помочь в организации. Когда мы объявили о наборе волонтеров, заявки подали почти 10 тысяч человек – не только молодежь, но и пенсионеры, жители других регионов и даже иностранцы. Откликнулись и студенты из Китая, Ирана, Индии, Турции, стран Африки и СНГ, которые сейчас учатся в уфимских вузах. В итоге дистанционное обучение и очные собеседования прошли более 3,5 тысячи добровольцев. Из этого числа отобрали 500 человек, еще 300 включены в резерв. Большинство ребят владеют английским языком, некоторые – китайским, так что проблем в коммуникации с гостями не будет.
Region-to-region
– На Деловом форуме стран БРИКС в городе Форталеза вы выделили в качестве важнейшего направления межрегиональное сотрудничество, предложили создать формат – region-to-region. Как сегодня развивается взаимодействие республики с регионами стран ЕврАзЭС и СНГ, регионами стран-партнеров, входящих в БРИКС, АТЭС и ШОС?
– Сама жизнь сегодня заставляет нас заниматься вопросами межрегионального сотрудничества. Смотрите сами: на уровне руководителей стран ШОС и БРИКС, на уровне крупного бизнеса взаимодействие постоянно, а на уровне регионов такой работы практически нет. Хотя именно формат R2R способен привлекать инвестиции для развития территорий. Он позволит объединить усилия не только крупных компаний, но и малого, среднего бизнеса, создать кластеры с участием предпринимателей стран ШОС и БРИКС.
По сути, формат R2R должен стать неотъемлемой частью, третьей точкой опоры, наряду с межгосударственными отношениями и сотрудничеством крупного бизнеса, в развитии как ШОС и БРИКС в целом, так и каждой страны.
Например, сейчас Башкортостан ведет большую работу с китайскими регионами, подписаны соглашения с провинциями Цзянси, Ляонин. Только в прошлом году у нас состоялось около 15 встреч с представителями руководства и бизнес-сообщества Китая, были организованы Дни бизнеса РБ в КНР. Есть соглашения о сотрудничестве с регионами Индии, Ирана, Белоруссии, Турции, Шри-Ланки. Мы начали работу, не дожидаясь формализации таких отношений на уровне ШОС, БРИКС. Будут новые предприятия, рабочие места, будет совместная деятельность, что, безусловно, повысит конкурентоспособность наших стран на глобальных рынках.
– Какие крупные инвестпроекты компаний из стран ШОС и БРИКС уже реализуются в Башкирии? Насколько эффективно развивается партнерство УМПО с индийской Hindustan Aeronautics Limited (HAL) по производству турбореактивного двигателя для самолетов Су-30?
– Сейчас в разной стадии реализации находятся более десяти совместных с китайскими компаниями инвестпроектов – от строительства сталепрокатного завода и запуска производства тяжелых буровых установок в Ишимбае до возведения новых теплиц и комплекса глубокой переработки пшеницы. То есть через два, максимум три года у нас в республике начнут работать сразу несколько СП.
В Индии уфимские моторостроители на базе отделения корпорации HAL в городе Корапут организовали лицензионное производство двигателей для реактивных самолетов Су-30. Индийские специалисты при поддержке УМПО уже освоили четыре фазы сборки агрегатов, освоение пятой также идет при содействии уфимских моторостроителей. Они уже отгрузили 280 технологических комплектов двигателей, и эта работа продолжается. Еще одно производство запущено в городе Лакнау – там осваивают сборку агрегатов топливной автоматики. Кроме этого, Индия предлагает заняться совместной разработкой двигателя для самолета пятого поколения, готова не только финансировать, но и участвовать в проектировании, сборке и испытаниях. Это хорошая перспектива.
– А как реализуется проект по производству автобусов с крупным бразильским производителем пассажирского транспорта Marcopolo?
– В Нефтекамске Marcopolo и КамАЗ создали СП по производству автобусов Bravis. В ходе работы по импортозамещению 90 процентов комплектующих локализовано. С конвейера сошли 180 малогабаритных автобусов, которые разъехались по всей России – от Калининграда до Сахалина.
Сам проехал на этом автобусе – удобно, красиво, современно. Его можно и для школьных нужд использовать, и на пригородные направления пускать, и на городские маршруты.
В этом году в планах – выпуск еще 200 автобусов и расширение географии продаж на страны СНГ и ближнее зарубежье.
Более того, на базе нефтекамского автозавода будет локализовано производство шарнирно-сочлененных самосвалов южноафриканской компании Bell. Это спецтехника, которая используется в горнодобывающей промышленности и строительстве. Заинтересованность в таких самосвалах у российского потребителя есть, потребность рынка оценивается в 200-300 машин в год. Поэтому в самое ближайшее время первая партия самосвалов будет запущена в производство.
– В мае Уфа принимает «Большую химию». Ожидается, что в работе форума примут участие свыше 800 делегатов, среди которых – руководители ведущих компаний нефтегазохимического комплекса России и зарубежных стран. Насколько актуальна проблематика этой конференции?
– Международный форум «Большая химия» мы проводим уже пятый раз. Для республики с ее богатыми химическими, нефтехимическими традициями это событие особенно значимо. Форум – не просто площадка, на которой специалисты отрасли, крупные компании из России и зарубежных стран обмениваются опытом, обсуждают насущные проблемы, подписывают важные соглашения и документы. Прежде всего это возможность сформировать общее видение настоящего и будущего нефтегазовой химии, найти резервы, которые помогут совершенствовать работу, определить вектор дальнейшего развития с учетом поставленных государством задач. Если на первом форуме мы только начинали говорить о необходимости развития малотоннажной химии, организации производства конечной продукции высоких степеней передела, то уже на третьей «Большой химии» было подписано соглашение об организации в республике кластера малотоннажной химии. Сегодня в его составе почти 50 участников. Созданы центр коллективного доступа, центр прототипирования. Активно ведутся исследования, испытания, апробация новых продуктов и технологий. Это и есть те реальные результаты, которые приносит форум.
В этом году «Большая химия» сделает очередной шаг вперед, поскольку пройдет под знаком предстоящих саммитов. Об участии заявили крупные химические и нефтехимические компании стран, входящих в ШОС и БРИКС. Поэтому на повестку дня выносятся смежные вопросы развития отрасли, актуальные для всех государств, входящих в эти объединения. Будут обсуждать не только узкоспециализированные темы, но и вопросы кооперации, совместной работы. Это еще один кирпичик в фундамент этих международных организаций.
По ленинским местам
– Как вы оцениваете туристическую инфраструктуру? Какие маршруты ознакомления с Башкортостаном вы готовы предложить гостям?
– Еще в советские времена за Башкирией закрепилось название «второй Швейцарии», «края тысячи рек и озер», тогда многие всесоюзные пешие, конные маршруты и сплавы проходили именно по территории республики. В европейской части России мало таких регионов, как Башкортостан, – имеющих на своей территории тайгу и степь, горные реки и водопады, скалистые хребты и пещеры, крупные озера и водохранилища. У нас можно сплавиться по рекам, попариться в походной бане, порыбачить и посетить Капову пещеру (Шульган-Таш), где сохранились наскальные рисунки первобытного человека. А можно подняться на вершину горы Иремель, где царит особая природная энергетика. Во всем мире таких мест единицы. В свое время в походах я прошел почти всю республику, и могу сказать, что у нашего региона огромный потенциал. Вопрос порой лишь в недостатке объектов туристической инфраструктуры, но эту проблему мы активно решаем. В городах и районах Башкортостана реализуется 44 инвестпроекта в сфере туризма на сумму около 14 млрд рублей.
В зимнее время года гостей республики привлекают горнолыжные курорты. Их у нас много – например, известные Абзаково, Мраткино и другие. Даже в самой Уфе есть неплохие склоны. Говорю это как горнолыжник со стажем. Конечно, я побывал на всех наших трассах. Многие спортсмены всё чаще выбирают Башкортостан для своих тренировок, и это здорово. Развивается и санаторно-курортное направление. Многие в России и мире наслышаны о целебных свойствах вод Красноусольских источников, санатория «Ассы». Не менее популярные места – бальнеологический курорт «Якты-Куль» на берегу озера Банное, термальные источники санатория «Янган-Тау», кумысолечебница в Юматово. К слову говоря, кумысом в свое время лечился Антон Павлович Чехов, бывавший в Башкирии по совету Льва Толстого, еще одного поклонника этого напитка.
В последнее время местные туроператоры заметно зашевелились, начали предлагать интересные маршруты, например, «Золотой пояс Урал-батыра» или «По следам Салавата Юлаева».
Уфа скоро должна включиться в «Красный маршрут» по ленинским местам России и советским достопримечательностям – он пользуется большой популярностью, например, у гостей из Китая.
Но этим нужно заниматься активнее.
http://glavarb.ru/rus/press_serv/intervyu_news/61362.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий