вторник, 26 мая 2015 г.

26 Мая - День предпринимателя |

ПРЕЗИДЕНТ БАШКИРИИ ОБ УСПЕХАХ

Рустэм Хамитов: «Показатели деловой активности в Башкортостане улучшаются четвертый год подряд»

26 мая в Доме Республики Рустэм Хамитов провел заседание Общественного совета по улучшению инвестиционного климата при Главе Башкортостана. Обсуждались вопросы использования механизмов государственно-частного партнерства в сфере образования. В ходе заседания руководитель республики поручил экономическому блоку Правительства РБ в недельный срок разработать и опубликовать Инвестиционное послание к действующим и потенциальным инвесторам, исполнительным органам власти и руководителям муниципалитетов.

Стенограмма вступительного слова Рустэма Хамитова:

Добрый день, уважаемые коллеги!

Начинаем первое в этом году заседание Общественного совета по улучшению инвестиционного климата. Для справки: в последний раз мы собирались в сентябре прошлого года. С сентября произошли значимые события в экономической жизни нашей страны. Кратко охарактеризую нынешнюю ситуацию и обозначу основные приоритеты инвестиционной политики Правительства Республики Башкортостан.

Показатели деловой активности в Башкортостане улучшаются четвертый год подряд. За это время объем инвестиций в основной капитал увеличился на 30,5 процента, в том числе в прошлом году – на 4,1 процента, достигнув 285,5 млрд рублей.

Что отрадно, в первом квартале этого года рост составляет 9 процентов по отношению к первому кварталу 2014 года.

Отраслевая структура инвестиций в целом соответствует общероссийским трендам. Основную долю занимают обрабатывающие производства – на них приходится 26 процентов инвестиций, транспорт и связь – почти 22 процента, добыча полезных ископаемых – около 15 процентов. Нужно усиливать работу с крупнейшими компаниями в области нефтедобычи и нефтепереработки, нефтехимии, машиностроения. Здесь у нас еще очень и очень большие резервы. Благодаря принятым в последние годы мерам объем вложений ежегодно прирастает на 25-30 млрд рублей. Но этого мало для нашей республики. Нам нужна другая динамика.

Особенно важно «перезагрузить» муниципальный участок работы. При всей важности действий Правительства, многое решается для инвестора именно на местном уровне. Пока со стороны муниципальных властей нет особо активной заинтересованности в сотрудничестве с бизнесом. На местах есть инвеступолномоченные, но до сих пор эффективное сопровождение инвесторов в режиме «одного окна» не отлажено, сроки прохождения административных процедур не оптимизированы.

Для улучшения ситуации Правительство республики совместно с организациями предпринимателей разработало проект Стандарта деятельности органов местного самоуправления по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в муниципальном образовании. Понимаю, что утверждение Стандарта – поле ответственности Агентства стратегических инициатив. Но раз уж разработали свой проект, считаю необходимым его утвердить, и потом после выхода федерального документа – скорректировать с учетом того, что будет на федеральном уровне.

В прошлом году наиболее активные регионы изложили требования к деятельности муниципалитетов по улучшению делового климата. В итоге появился сборник «Атлас муниципальных практик». От республики в этой работе принимает участие Уфимский район. На следующем этапе планируется продолжить внедрение лучших практик в 12 районах: Абзелиловском, Аургазинском, Бирском, Благоварском, Гафурийском, Дуванском, Дюртюлинском, Зианчуринском, Чекмагушевском, Нуримановском, Туймазинском, Учалинском, городах Уфа, Кумертау, Нефтекамск, Октябрьский, Салават и Сибай.

Важная задача – создание готовых производственных площадок вокруг крупных центров переработки и сырьевых зон. Статус индустриальных парков в республике имеют восемь промышленных площадок. Среди удачных примеров – индустриальные парки «Промцентр», парк в Нефтекамске, «Уфимский». Но для такой республики, как Башкортостан, восемь парков – очень мало. У нас должно быть их значительно больше. К 2020 году как минимум 25-30 парков должно быть. Эта задача прописана в госпрограмме «Экономическое и инвестиционное развитие Республики Башкортостан», и её надо неукоснительно выполнять. Инвесторы должны иметь возможность ознакомиться со сформированными площадками в электронном виде, изучить их имеющиеся и перспективные возможности.

Ещё одно ключевое направление – формирование и развитие кластеров, в том числе в рамках политики импортозамещения. Сейчас у нас действуют кластеры малотоннажной нефтехимии, нефтехимический, нефтегазового инжиниринга, биотехнологий, радиоэлектронный, геофизический кластер «Квант». Наш производственный потенциал и компетенции позволяют организовать до 15 кластеров, в том числе в таких сферах, как фармацевтика, информационные технологии, наноматериалы.

Развитие производственного потенциала невозможно без решения кадрового вопроса. По прогнозам, общая потребность республиканского рынка труда в квалифицированных специалистах и рабочих кадрах составит в этом году почти 87 тысяч человек. В ближайшей перспективе нам потребуются рабочие кадры для машиностроения: сварщики, станочники, слесари. Потребуются строители, экономисты, специалисты в области биотехнологий, здравоохранения, промышленной экологии, АПК. Нужны работники и для расширения производства на действующих промышленных предприятиях. Важно повышать престиж рабочих специальностей, вести профориентационную работу со школьниками, разрабатывать учебные программы подготовки и переподготовки с участием предприятий.

В непростой ситуации в экономике, в условиях неопределенности в финансовой сфере, понятно, что стратегия инвестиционного развития республики тоже претерпевает изменения.

При этом Правительство Башкортостана не намерено сворачивать бюджетные стимулы для инвесторов, гарантии предоставления государственных преференций, возможности льготного налогообложения.

Для инвесторов у нас – самые низкие налоги в стране, предоставляемые на длительный период – до 10 лет. По приоритетным инвестиционным проектам сумма льгот превышает 10 млрд рублей. Каждый инвестор получит запланированную помощь.

Но начиная с этого года основная работа будет связана с вложением дополнительного капитала в уже структурированные проекты. У нас хорошие отношения с федеральными институтами развития – Внешэкономбанком, Российским фондом прямых инвестиций, Федеральным центром проектного финансирования. Подписаны соглашения с ведущими российскими банками, которые предоставляют инвестиционные кредиты в приоритетных для нас секторах экономики. Для обеспечения доступности инвестиционных ресурсов Правительство республики сформировало залоговый фонд с республиканскими активами общим объемом более 15 млрд рублей, который также будет использован при поддержке приоритетных проектов.

Сейчас в острой конкурентной среде особенно важно грамотно работать в части повышения инвестиционного имиджа республики, профессионально позиционировать ее возможности и потенциал. Для этого есть множество инструментов: презентации, выставочно-ярмарочная деятельность, конференции, информационные материалы, интервью в средствах массовой информации, особенно в интернет-изданиях. Эта работа сегодня у нас организована недостаточно хорошо, а по некоторым направлениям просто плохо. Я говорю об этом открыто.

За последние годы сформированы несколько авторитетных, в том числе международных площадок – экономические и научные форумы «Большая химия», «Инженеры будущего», «Евромани», Зауральский инвестиционный форум. Повышению имиджа республики, конечно, будут способствовать заседание Совета глав государств-членов ШОС, а также встреча глав государств и правительств БРИКС, другие важные мероприятия в рамках Председательства России в Шанхайской организации сотрудничества. Кроме того, осенью текущего года у нас пройдет форум «Россия – Казахстан», на котором тоже будет присутствовать значительное количество бизнес-структур самого высокого уровня.

В ноябре прошлого года Агентство стратегических инициатив совместно с Итало-Российской торговой палатой провело в Италии первое выездное road show – презентацию инвестиционного потенциала девяти регионов, в том числе и Республики Башкортостан. Состоялось около 50 двусторонних встреч с итальянскими предпринимателями. В этом году совместно с АСИ запланирована такая же акция с Франко-российской торгово-промышленной палатой. Только надо, чтобы выход у этой работы был соответствующий.

Для снижения рисков частных инвесторов нужно расширять совместную с бизнесом работу по строительству объектов общественной инфраструктуры. Практика государственно-частного партнерства и концессионных соглашений должна стать массовой, широко использоваться на республиканском и муниципальном уровне.

Для этого в республике создан Инвестиционный фонд с общим объемом средств до 2017 года 300 млн рублей. Уже одобрены пять проектов в сфере транспорта, охраны окружающей среды и спорта общим объемом около 50 млрд рублей. Успехи республики в части реализации проектов ГЧП признаны на федеральном уровне. В рейтинге регионов России, объявленном в марте этого года, республика заняла 11-е место. Двумя годами ранее мы были только на 51-м месте.

У муниципалитетов есть положительный опыт по заключению концессионных соглашений в сфере ЖКХ. Администрация Уфы планирует реализовать 11 проектов с общим объемом инвестиций порядка 12 млрд рублей. Есть интересные предложения по реализации проектов на местном уровне у Туймазинского, Кармаскалинского районов, городов Стерлитамак и Кумертау. Правительству нужно активно сотрудничать с бизнесом в этом направлении. Считаю наиболее перспективными сферами для реализации проектов ГЧП образование, здравоохранение, туризм, утилизацию отходов, социальные услуги и развитие санаторно-курортного комплекса.

Опыт общения с инвесторами показывает, что предоставление налоговых льгот уже недостаточно. Эти преференции есть практически у всех регионов. И бизнес, конечно, выбирает те территории, где созданы наилучшие условия по другим направлениям. Важно перестроить все внутренние административные процедуры, чтобы инвестор получил возможность как можно быстрее выйти на строительство объекта, запустить производство, начать получать прибыль. В этом процессе должны быть задействованы все структуры – органы власти, муниципалитеты, институты развития. Зачастую бывает и так – на словах все «за», но как только «дело до дела» доходит, то инвесторы встречают значительное сопротивление. И только порой мое личное вмешательство позволяет преодолевать административные барьеры, которые устанавливают на пути инвесторов, предпринимателей. Таких примеров можно привести не один или два, а несколько десятков. К сожалению, практика пока ещё распространена на муниципальном уровне, на уровне городских округов. Когда начинают выяснять отношения, когда в дело вмешивается субъективный фактор, то в конечном итоге не осуществляется строительство, предприятие не модернизируется, а провоцируются конфликты и скандалы.

Мы знаем, как с этим бороться, мы знаем, что делать. Надеюсь, что в ближайшее время ситуацию в этой части мы изменим к лучшему. В том числе и путем замены особо склонных к конфликтогенности руководителей. Тем не менее считаю, что в целом вектор работы в республике выбран правильный. Рассчитываю, что с помощью всех мероприятий республика продолжит привлекать крупные инвестиции, показывать положительную практику реализации важных проектов, надежность вложения капиталов в Башкортостан.

Коллеги, в соответствии с требованиями инвестиционного стандарта Агентства стратегических инициатив руководитель региона ежегодно обращается к действующим и потенциальным инвесторам, исполнительным органам власти, руководителям муниципалитетов с Инвестиционным посланием. В нем указываются основные направления инвестиционной деятельности в регионе, ставятся задачи для органов власти по формированию соответствующих благоприятных условий.

Только что я вкратце изложил основные приоритеты этой работы. Хотя еще многого не сказал, в том числе о модернизации нашей работы в сельском хозяйстве – строительстве крупных суперсовременных объектов в агропромышленном комплексе. Не говорил о развитии ряда отраслей, которые сегодня попали в число отстающих. Тем не менее поручаю Министерству экономического развития Республики Башкортостан в недельный срок опубликовать Инвестиционное послание, в том числе и через средства массовой информации, и довести его до сведения действующих и потенциальных партнеров. На следующей неделе этот текст – расширенный, дополненный, структурированный, системный – должен быть в средствах массовой информации, с опорой на который люди будут работать у нас в республике.

Сейчас мы рассмотрим конкретные инвестиционные предложения в рамках государственно-частного партнерства, поступившие в Правительство за последние полгода, возможные механизмы их реализации и, по мере необходимости, государственной поддержки. Один из примеров таких проектов – строительство школ с привлечением средств застройщика. Мы с вами знаем, уважаемые коллеги, что нам по ряду городских округов и муниципалитетов не хватает школ. Особенно это касается наших городов. В селах ситуация более-менее благополучная. Более того, есть ряд муниципалитетов, где школы просто-напросто не заполнены. А в городах учеба в две смены стала повсеместным явлением.

Нам нужны новые школы. Школы – объекты недешевые и стоят сотни миллионов рублей. Одновременно построить десяток крупных, больших школ сегодня мы не можем. Надо привлекать ресурсы и средства частных партнеров.

Давайте обсудим, как принципы государственно-частного партнерства можно использовать при строительстве школ и других социальных объектов.

http://glavarb.ru/rus/press_serv/novosti/61417.html

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий