четверг, 7 июля 2016 г.

Глава Республики выразил мнение республики по бюджетной политике и межбюджетных отношений в Российской Федерации на 2017-2019 годы


Рустэм Хамитов выступил на Всероссийском семинаре-совещании с руководителями финансовых органов субъектов Российской Федерации

14678850457 июля в уфимском Конгресс-холле Глава Башкортостана Рустэм Хамитов выступил на открытии Всероссийского семинара-совещания с руководителями финансовых органов субъектов Российской Федерации по теме «Основные подходы к формированию бюджетной политики и межбюджетных отношений в Российской Федерации на 2017-2019 годы».

В работе семинара принимают участие руководители Министерства финансов России, Федерального казначейства, Федеральной налоговой службы, Министерства экономического развития России, Министерства труда и социальной защиты России, а также финансовых органов всех российских регионов.

DSC_6687 DSC_6734

Семинар направлен на обмен опытом по вопросам повышения эффективности управления государственными финансами субъектов Российской Федерации и муниципальными финансами, реализации ответственной бюджетной политики, направленной на обеспечение сбалансированности и устойчивости системы региональных и муниципальных финансов.

Стенограмма вступительного слова Рустэма Хамитова:

Уважаемые друзья, уважаемые участники совещания!

Приветствую вас в Уфе – столице Республики Башкортостан. Хочу поблагодарить руководство Министерства финансов Российской Федерации, организаторов Всероссийского семинара-совещания за решение провести форум у нас. Думаю, что вы будете заряжаться хорошими, тёплыми впечатлениями. Мы создадим все возможности для успешной работы этого семинара.

Мы принимаем вас в стенах Конгресс-холла, который в прошлом году видел руководителей 15 стран. В этом зале было заседание глав государств Шанхайской организации сотрудничества. Антураж мы здесь оставили, вы видите так, как есть.

В последние годы Башкортостан стал местом проведения крупных международных и всероссийских форумов. Нам это всегда приятно и полезно с точки зрения приёма гостей, мы постоянно учимся. Последние два-три месяца у нас происходили очень крупные события. Мы этому рады. Рады и тому, что это совещание проходит у нас в Уфе.

Форум посвящен бюджетной политике страны и межбюджетным отношениям на следующие три года. Эти вопросы с каждым годом становятся всё насыщеннее, сложнее, особенно в сегодняшней противоречивой экономической ситуации. Для регионов они имеют исключительную важность. Понятно, что страна огромная, территории сильно отличаются по своему потенциалу, уровню и вектору развития. Есть «лидеры» – это факт, есть «догоняющие» и, к сожалению, «отстающие». В этих условиях выстраивать гармоничную бюджетную политику, находить универсальные подходы, «золотую середину», оптимальные решения, конечно, очень сложно.

В то же время благодаря вашим усилиям, коллеги, финансовая, бюджетная система страны работает устойчиво, надёжно. Это факт, что бы ни говорили оппоненты, как бы ни старались критиковать – финансовая система страны работает надёжно. Несмотря на давление на нашу экономику многих внешних факторов, страна преодолевает последствия санкций, адаптируется к новым условиям.
Что касается Башкортостана, Министерство финансов России ежегодно включает нашу республику в число лучших регионов в части управления финансами. Мы добились неплохих результатов.
Отношение государственного долга к годовым бюджетным назначениям по доходам составляет 22 процента. Это небольшая величина. По этому показателю мы на 12-м месте в стране и на первом – в Приволжском федеральном округе. Дефицит консолидированного бюджета с 2011 года снизился почти в три раза – с 5,5 млрд до 1,8 млрд рублей.

Активно внедряются принципы государственно-частного партнёрства. В части развития транспортной инфраструктуры работаем с Внешэкономбанком, недавно созданным Банком развития БРИКС.

Началось строительство социальных объектов с применением механизма рассрочки платежа. Это удобный инструмент, когда мы используем ресурсы подрядчика, а затем рассчитываемся бюджетными средствами будущих лет. Сейчас таким образом ведётся строительство нескольких школ. В планах – строительство детских садов, больничных корпусов и других социальных объектов.

За последние два года победителями Всероссийского конкурса по управлению общественными финансами становились наши города Уфа, Сибай и Белорецкий район.

Успешно реализуется модель инициативного бюджетирования, когда для строительства социальных объектов привлекаются ресурсы населения, бизнеса, муниципальные и республиканские средства. В прошлом году она была апробирована в семи районах республики. Люди с энтузиазмом подключились к решению местных проблем. Реализована уже сотня проектов по строительству детских и спортивных площадок, ремонту уличного освещения, водоснабжения, дорог и мостов, приобретению коммунальной техники. Пусть это небольшие средства по отношению к нашему бюджету – речь идет о нескольких сотнях миллионов рублей, – но, как говорится, «курочка по зернышку клюет». Здесь очень важно проявлять инициативу людей, которые сами говорят: «Нам нужен мост, нужна дорога, детская площадка», потом организуют работу таким образом, чтобы ресурсы направлялись именно на эти объекты, и контролируют расходование средств.

С точки зрения расходования бюджетных ресурсов мы ведём умеренную, сдерживающую политику. Очень помогают «дорожные карты» по оптимизации расходов. Мы не сокращаем их механически, а в каждом случае подходим взвешенно, оптимально. Благодаря этому нам удается ощутимо экономить ресурсы, направлять их на выполнение социальных обязательств, «майских» указов Президента России.

Конечно же, есть несколько сложных вопросов, которые не зависят от работы региональных властей. Например, в последнее время осложняется ситуация с возвратами налогов, особенно крупным предприятиям. В прошлом году бюджет республики вернул им почти 4 млрд рублей. Республиканский бюджет – 104 млрд рублей, консолидированный – 140 млрд рублей. 4 млрд рублей – немаленькая сумма для нас. В этом году та же картина, за полгода – 1,7 млрд рублей. В таких условиях очень сложно планировать бюджетный процесс, при этом нет возможности каким-то образом повлиять на ход событий. Большое предприятие, крупная корпорация заявляет, что возвращает 800 млн или 1 млрд рублей, и мы оказываемся перед фактом.

Понятно, что это не только наша «головная боль». Такая же картина – во многих регионах. Поэтому нужно принимать меры на федеральном уровне.
Нужно устанавливать лимит на единовременное изъятие ресурсов, чтобы региональные власти могли учесть связанные с этим риски.
DSC_6632 DSC_6744

Серьёзной проблемой являются скрытые льготы. По действующему порядку учёта убытков прошлых лет в 2015 году республика недополучила почти 3 млрд рублей, или восемь процентов от общей суммы налога на прибыль.
Считаю, что срок перенесения налогоплательщиками убытков прошлых лет надо сокращать с десяти до четырёх лет.
Существенным подспорьем для регионов Поволжья, Урала и Сибири было бы решение о возврате ранее изъятых поступлений пяти процентов НДПИ на нефть. Конечно, наши потери тоже были достаточно большими – они измеряются несколькими миллиардами рублей. Если это возможно, мы просили бы посмотреть эту политику. Понимаем, что федеральный бюджет верстается очень тяжело, что там сегодня есть громадные проблемы, тем не менее, просим посмотреть и это.

Ещё одно предложение. В Московской области наработан успешный опыт привлечения многофункциональных центров к работе по погашению долгов населения. Но правовых основ для повсеместного развертывания такой работы нет. Нужно законодательно предоставить МФЦ доступ к базам данных налоговиков, ГИБДД, службы судебных приставов для проверки заявителя на долги, чтобы при обращении за услугой он сразу на месте мог оплатить имеющиеся задолженности. Это позволило бы повысить собираемость неналоговых доходов.

Когда мы говорим о налоговой тайне, о доступе к информационным базам федеральных структур, то здесь можно ещё много над чем работать. Мы, Правительство Республики Башкортостан, не имеем официального доступа к налоговым данным. Налоговые службы дают нам табличку, в которой общие цифры: «собрано столько-то налогов, прибыль такая-то» – и всё. Мы не знаем, как работают предприятия с точки зрения налогов. А как мы можем управлять экономикой, таким большим хозяйством, не зная того, что происходит на предприятиях с точки зрения налогов, движения ресурсов? У нас вообще нет доступа к налоговой информации. Это неправильно. Если мы говорим о том, что субъект Федерации отвечает за всё, то руководство регионов должно иметь возможность видеть эту информацию. Понятно, что можно ограничить распространение такого рода информации, сделать её «для служебного пользования» или вообще закрыть. Но руководство региона должно видеть эти цифры.

Понятно, что у нашей республики есть и другие вопросы. Несмотря на то, что мы надёжный, серьёзный, крупный регион, тем не менее, по удельным показателям бюджетной обеспеченности на душу населения, по ряду социальных вопросов, находимся на 50-60-х местах в Российской Федерации. Конечно, это несправедливо.
Те регионы, которые неплохо работают, которые обеспечивают наполняемость бюджетной системы Российской Федерации, должны в данном случае видеть справедливое распределение ресурсов, в том числе и на уровне регионов.
В данном случае это напрямую касается нас. Мы входим в десятку крупнейших промышленно-развитых регионов Российской Федерации. У нас неплохо с инвестициями. Мы – десятые в России по объёму инвестиций. Мы работаем. Но как только делим наши показатели на 4,1 млн человек, живущих в республике, то сразу «улетаем» на 40-50-е места. И эта история длится уже десятилетиями. Прошу помочь нам в этой работе.

Есть и другие вопросы, которые мы обсудим сегодня с руководством Министерства финансов.

Мы рады тому, что вы у нас в гостях. Мы будем стараться, чтобы эти несколько дней прошли хорошо. Всегда, в любое время мы ждём вас в гости. Приезжайте! Республика у нас красивая. Есть замечательные возможности для отдыха, туризма. Ещё в советское время Москва, Ленинград, европейская часть страны приезжали к нам, чтобы справляться по рекам, кататься верхом на лошадях, спускаться в пещеры, а зимой – кататься на горных лыжах. Это всё было, и мы сегодня восстанавливаем туристическую отрасль. У нас хорошие санатории, где можно отдохнуть. Приезжайте – вы не разочаруетесь. Башкортостан всегда рад гостям.

Спасибо вам большое.

http://glavarb.ru/rus/press_serv/novosti/64609.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий